Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 476-485 479 использование комплексного подхода к решению обозначенной проблемы содержит в себе потенциал для повышения эффективности информационного управления в целом, который в настоящее время практически не используется. Как объект управления и объект информационной поддержки региональная безопасность имеет ряд существенных особенностей. К ним относится: − большое количество, территориальная распределенность, функциональная и организационная разнородность, динамичность состава субъектов управления, участвующих в процессах обеспечения комплексной безопасности развития региона; − различная природа и неочевидный (скрытый) характер внешних и внутренних угроз региональной безопасности; − длительный жизненный цикл и отложенность во времени результирующих воздействий угроз региональной безопасности, выражающихся в возникновении труднопрогнозируемых чрезвычайных и кризисных ситуаций; − распределенность, технологическая, семантическая и организационная разнородность информационных ресурсов, необходимых на разных этапах жизненного цикла и уровнях принятия управленческих решений в сфере региональной безопасности; − наличие слабо формализуемых и трудно поддающихся автоматизации начальных этапов жизненного цикла угроз региональной безопасности, включающих зарождение и развитие потенциальных угроз и опасностей, а также проведение упреждающих диагностирующих мероприятий. Одной из ключевых особенностей региональной безопасности является организационная разнородность субъектов управления, вовлеченных в процессы обеспечения безопасности. Это обстоятельство затрудняет возможность использования для комплексной информационной поддержки управления жизненным циклом угроз региональной безопасности существующих технологий централизованных информационных систем, являющихся, как правило, основой организации функционирования распределенных ситуационно-кризисных центров, в силу того, что последние подразумевают организацию пользователей в жесткую иерархическую структуру. Существующие подходы к информационному обеспечению региональной безопасности в основном ограничены созданием и поддержкой разного рода мониторинговых информационно-аналитических систем для ситуационных центров и веб-ресурсов, обеспечивающих субъектам управления доступ к информационно- справочным материалам и нормативным документам на основе соответствующих информационных технологий. Эти ресурсы интегрируют в себе большой объем разноплановой информации о различных объектах безопасности, угрозах, инцидентах, событиях, кризисных ситуациях, планах совместных действий, составе участников кризисного реагирования, регламентах взаимодействия и т. д. Однако чаще всего ресурсы принадлежат разным ведомствам и не связаны между собой, разнородны по технологиям реализации и семантике содержимого. Для совокупного использования ресурсов пользователь должен многократно повторять процедуры согласования доступа к интересующей его информации, регистрации и поиска данных в каждой ведомственной информационной системе в отдельности. При этом низкий уровень интероперабельности интегрируемых компонентов ведомственных информационных систем, а также автоматизации процедур поиска исполнительных ресурсов (субъектов совместной деятельности) и формирования организационных структур управления безопасностью в разнотипных кризисных ситуациях приводит к тому, что в условиях большого суммарного объема информации, необходимой для поддержки принятия оперативных и стратегических управленческих решений, практическая ценность поисковых и мониторинговых функций в особенности на ранних этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности существенно снижается. Таким образом, проблема информационной поддержки сетецентрического управления региональной безопасностью требует комплексного решения четырех взаимосвязанных задач: 1) задача обработки, анализа и интеграции семантически и организационно разнородной распределенной информации о состоянии компонентов региональных систем; 2) задача формализации экспертных знаний с последующим синтезом на их основе новых знаний об исследуемых объектах или процессах для поддержки принятия управленческих решений; 3) задача координации (согласования) взаимодействия между субъектами регионального управления в процессе принятия стратегических, оперативных и тактических решений с учетом информации, поступающей в режиме реального времени; 4) задача формирования единой информационной среды (инфраструктуры) региональной безопасности. Решение первой и второй задачи является основой для решения третьей и четвертой задачи. Комплексная информационная поддержка процессов управления региональной безопасностью на различных этапах развития кризисных ситуаций позволяет повысить качество принимаемых решений на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления, с одной стороны, и сократить временные и материальные затраты на реализацию антикризисных мероприятий – с другой. Вместе с тем качественная информационно-аналитическая поддержка обеспечивает сокращение продолжительности жизненного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz