Вестник МГТУ. 2015, №3.
Маслобоев А. В., Путилов В. А. Специфика и структура задачи информационной поддержки… 478 коммуникации, а с другой – организовать адресный информационный обмен, т. е. обеспечить получение той или иной информации только заинтересованными в ней субъектами. Это позволит снизить общий объем циркулирующей в распределенной среде информации и, следовательно, уменьшить нагрузку на реализующие ее программно-технические элементы. Одним из способов решения такой задачи является организация в распределенной информационной среде виртуальных управляющих центров [6], в пределах которых концентрируется, широковещательный по сути, информационный обмен между близкими по сфере интересов, компетенциям и профилю деятельности субъектами. Еще одним следствием разнородности и территориальной распределенности субъектов управления региональной безопасностью является технологическая и семантическая неоднородность информационной среды региональной безопасности. Для информационного управления региональной безопасностью характерна высокая степень не только технологической (использование различных форматов хранения, представления и обмена данными, разных СУБД и структур баз данных и т. д.), но и семантической разнородности информационно-вычислительных ресурсов (использование профильными ведомствами собственных тезаурусов и процедур, синонимия в именовании информационных объектов, использование различных оценочных шкал и т. п.). Вместе с тем в процессах управления региональной безопасностью участвуют специалисты из различных предметных областей, пользующиеся различной терминологической базой, использующие отличные ментальные модели одних и тех же понятий и процессов. Источником же технологической неоднородности информационно-вычислительных ресурсов является организационная разнородность субъектов управления безопасностью, которые, как правило, к моменту начала совместной деятельности уже имеют и используют свои собственные, отличные по архитектуре и используемым технологиям, информационные поддерживающие инфраструктуры. Эти особенности, зачастую, препятствуют формированию единого информационного пространства межведомственной деятельности в сфере управления региональной безопасностью. Для преодоления технологической и семантической неоднородности совместно используемых информационно-вычислительных ресурсов для задачи информационного управления региональной безопасностью необходимы соответствующие методы, технологии и программно-технические средства. Существенную помощь в решении этих проблем могут оказать мультиагентные системы, онтологии и технологии семантического веба [7]. На разных этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности и на разных уровнях управления существенно различаются и задачи информационно-аналитической поддержки. Как следствие, спектр используемых в настоящее время методов и средств информационного управления региональной безопасностью оказывается весьма разнообразным. При этом ни одно из существующих решений не адресует проблему в комплексе. Все это повышает роль информационного управления региональной безопасностью, заключающегося не только в сборе и предоставлении информации для поддержки принятия управленческих решений в этой сфере, но и в использовании методов и средств ее предварительного анализа и обработки для координации процессов децентрализованного управления безопасностью. Перечисленные особенности обусловливают динамичность и разнородность информационной среды региональной безопасности, необходимость в механизмах координации взаимодействия образующих ее подсистем в условиях децентрализованного управления и принятия решений. Такая среда характеризуется сетецентричностью [8] и синтезируется на базе объединения многоуровневых систем управления различными составляющими региональной безопасности. Сетецентричность предполагает сетевую структуру организационного управления с выделенными управляющими центрами. Это добавляет задаче информационного управления региональной безопасностью дополнительные, нетрадиционные для существующих научно- методических и технологических решений аспекты. Для повышения эффективности децентрализованного управления региональной безопасностью, согласно результатам исследований [3; 8], помимо информационной поддержки принятия решений на разных уровнях управления, необходимо обеспечить координацию показателей качества функционирования элементов и подсистем РСЭС, оптимизируемых разнородными субъектами безопасности с учетом различий в их целеполагании и многокритериальности решаемых задач управления. Вместе с тем необходимость согласованного взаимодействия субъектов управления на всех этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности в условиях пространственно-временных и ресурсных ограничений предъявляет высокие требования к качеству информационного обеспечения региональной безопасности. Для удовлетворения этим требованиям информационная среда безопасности региона должна строиться на базе технологий, обеспечивающих ее расширяемость, про-активность, способность к самоорганизации и саморазвитию, совмещению свойств открытости и информационной защищенности, а также достаточный уровень автономности и интероперабельности интегрируемых компонентов региональных информационных систем. На основании выше сказанного, можно констатировать следующую ситуацию в сфере информационного обеспечения региональной безопасности и, через него – управления устойчивым (безопасным) развитием РСЭС в целом. С одной стороны, существует большое количество современных методов и информационных технологий, эффективно используемых изолированно друг от друга для решения ограниченного круга задач информационно-аналитической поддержки управления региональной безопасностью. С другой стороны,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz