Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 476-485 477 Специфика задачи информационного управления региональной безопасностью Информационно-аналитическая поддержка управления региональной безопасностью заключается в создании информационной среды (инфраструктуры) безопасности региона и поддержании ее в адекватном задачам информационного обеспечения состоянии. Для удовлетворения актуальным требованиям к информационному обеспечению региональной безопасности такая информационная среда должна быть целостной в смысле охвата всех этапов жизненного цикла угроз региональной безопасности, расширяемой и наделенной потенциалом к саморазвитию. Для создания подобных информационных сред необходимы соответствующие методы и информационные технологии получения, интеграции, анализа и обработки информации, обеспечивающие: − формализованное представление знаний о предметной области как основы для автоматизации отдельных аспектов управления региональной безопасностью; − логическую интеграцию и композицию разнородных информационно-вычислительных ресурсов; − формирование и динамическое конфигурирование многоуровневых распределенных систем управления безопасностью с активными элементами и перестраиваемой структурой; − мониторинг жизненного цикла угроз региональной безопасности; − экспертно-имитационное моделирование развития кризисных ситуаций; − координацию процессов принятия решений на всех уровнях управления в сфере региональной безопасности. Информационное управление региональной безопасностью по своей структуре многофункционально и в общем случае включает в себя такие функции управления, как целеполагание, стратегическое планирование, оперативное управление, а также функции контроля, учета, мониторинга и координации. Поэтому информационное управление региональной безопасностью является сложной, многоаспектной задачей. Во-первых, это обусловлено сложностью самого объекта информационной поддержки – процессов управления региональной безопасностью. Несмотря на то, что в последние десятилетия вопросам безопасности на различных уровнях государственного управления уделялось большое внимание, в настоящее время термин "региональная безопасность" не имеет четкого определения и может трактоваться весьма широко [2; 3; 4]. Во-вторых, региональная безопасность имеет общие черты с другими видами безопасности (национальной, международной, глобальной и др.), но отличается множественностью форм проявления, учитывающих специфические особенности конкретных регионов. Регионы, являясь компонентами единой политической и социально-экономической системы страны, обладают собственной спецификой и относятся к классу слабоструктурированных сложных динамических систем. В связи с этим, проблематика информационного обеспечения безопасности развития таких сложных объектов управления, как РСЭС, во многом определяется их специфическими особенностями. Например, особенности арктических регионов определяются как их географическим положением, так и спецификой хозяйственного освоения территорий. Специфики добавляет и перегруженность территории объектами оборонно-промышленного комплекса. Эти факторы в совокупности обусловливают уязвимость РСЭС в плане возникновения разнотипных чрезвычайных и кризисных ситуаций. В-третьих, управление жизненным циклом угроз региональной безопасности представляет собой сложный многоэтапный процесс. На каждом этапе задействованы разнотипные субъекты управления (государственные служащие, системные аналитики, менеджеры, военные, эксперты, ученые и т. д.), имеющие различную организационную подчиненность и ведомственную принадлежность. Субъекты преследуют собственные цели с учетом их сферы интересов и обладают разными компетенциями в плане решения вопросов обеспечения безопасности. Вместе с тем, процессы обеспечения безопасности компонентов региональных систем разнородны по динамике и составу участников. Субъекты управления безопасностью, вовлеченные в эти процессы, как правило, территориально распределены. Следствием этого является отсутствие, в общем случае, единого централизованного управления региональной безопасностью, структурная разнородность субъектов управления. При проецировании такой структуры и системы управления на задачи администрирования в плоскости информационного обеспечения региональной безопасности заметно сужается круг потенциально применимых архитектур информационных систем. Разнородность и территориальная распределенность субъектов, участвующих в процессах управления региональной безопасностью, в сочетании с динамичностью их состава и параметров, создает предпосылки для того, чтобы информационная среда региональной безопасности была интероперабельной и децентрализованной. В такой ситуации, в общем случае, уже не всегда применимы архитектуры и технологии корпоративных информационных систем, ориентированные на централизованное администрирование, хранение и обработку данных. Альтернативой им являются одноранговые или пиринговые (от англ. peer- to-peer – "равный к равному") архитектуры, которым характерны свойства открытости и расширяемости, а также потенциал самоорганизации [5]. Для повышения эффективности функционирования децентрализованной информационной среды региональной безопасности необходимо, с одной стороны, обеспечить качественные высокоскоростные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz