Вестник МГТУ. 2015, №3.

Маслобоев А. В., Путилов В. А. Специфика и структура задачи информационной поддержки… 476 УДК 338.24, 004.89, 004.942 А. В. Маслобоев, В. А. Путилов Специфика и структура задачи информационной поддержки управления безопасностью региональных социально-экономических систем A. V. Masloboev, V. A. Putilov Specificity and structure of regional security control information support problem Аннотация. Работа посвящена системному анализу проблем информационного обеспечения безопасности регионального хозяйства и методам их решения на различных стадиях жизненного цикла развития кризисных ситуаций. Рассматривается специфика и структура задач управления региональной безопасностью в экономике как объекта информационной поддержки. Сформулирован комплекс задач информационной поддержки принятия решений на трех уровнях регионального управления: стратегическом, тактическом, оперативном. Предложена единая методологическая и инструментальная база для их решения. Abstract. The paper deals with system analysis of problems of regional economy information security and methods for their solutions at various stages of the crisis situation life-cycle. Specificity and structure of control problems of regional security in the economy as an object of information support have been considered. A set of decision-making information support problems occurred at the strategic, tactical and operational levels of regional security management has been defined. The information support problem-solving unified methodological and instrumental framework of regional security has been proposed. Ключевые слова: региональная безопасность, управление, информационная поддержка, жизненный цикл угроз, кризисная ситуация, моделирование, информационные технологии. Key words: regional security, control, information support, threat life-cycle, crisis situation, simulation, information technologies. Введение Системный анализ проблем управления региональной безопасностью показывает, что в современных условиях повышение эффективности и безопасности функционирования региональных социально-экономических систем (РСЭС), подверженных влиянию множества внутренних и внешних угроз различной природы, является одним из важнейших стратегических направлений развития национальной экономики и обороноспособности страны. Это обусловлено необходимостью обеспечивать устойчивое поступательное развитие и стабильность функционирования РСЭС в различных условиях неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов как социально-экономического, природно-техногенного, геополитического характера, так и инспирированных человеком. Особенно актуальна эта проблема для арктических регионов России. Управление региональной безопасностью заключается в создании благоприятных условий для обеспечения устойчивого поступательного развития РСЭС, подверженных воздействию динамически изменяющихся внутренних и внешних угроз различной природы. Эти условия определяются имеющейся инфраструктурой безопасности региона (информационной, правовой, транспортной, социальной и т. д.). Информационная среда региональной безопасности является одним из важнейших компонентов этой инфраструктуры, поскольку на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления безопасностью региона требуется адекватная информационно-аналитическая поддержка и координация процессов принятия управленческих решений на всех этапах жизненного цикла кризисных ситуаций – от зарождения и идентификации потенциальных угроз региональной безопасности до реакции и восстановления. Для решения проблемы управления региональной безопасностью необходимо, чтобы процессы обеспечения региональной безопасности были управляемыми. Управляемость предполагает создание многоуровневой системы управления этими процессами. Подходом, призванным повысить качество управления безопасностью региона, является реализация информационного управления развитием и функционированием РСЭС посредством создания целостной многофункциональной информационной среды региональной безопасности [1]. Под информационным управлением понимается механизм управления, основанный на информационно-аналитической поддержке процесса выработки и реализации управленческих решений в ситуациях, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер, и субъекту управления предоставляется информация о ситуации, ориентируясь на которую он получает возможность корректировать линию поведения объекта управления. В работе в качестве такого объекта рассматривается региональная безопасность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz