Вестник МГТУ. 2015, №3.

Лукин Ю. Ф. Анализ деятельности Северного морского пути 472 Вместе с тем нельзя не отметить, что четко выверенная и эффективно действующая система арктического менеджмента пока не отработана на практике. Отсутствует единый орган ответственности на уровне государства за комплексное решение вопросов, связанных с развитием береговой, транспортной и другой инфраструктуры СМП. В условиях финансово-экономического кризиса, в основном из-за отсутствия инвестиций, замедляется обновление флота, решение проблем социально-экономического развития прибрежных территорий северных регионов России, тяготеющих к акватории СМП. СМП законодательно позиционируется как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ, что имеет геополитическую значимость, определяя внутреннюю и международную политику российского государства не только в нынешних условиях, но и на многие годы вперед. Вместе с тем не все нормы в действующем законодательстве при наличии специальных федеральных законов, регулирующих различные вопросы правоотношений в акватории СМП, соответствуют современным требованиям с учетом существующей арктической специфики и геополитической ситуации. Не случайно до сих пор вносятся предложения по совершенствованию законодательства о СМП, которые условно можно сгруппировать в три группы. Более предпочтительным вариантом является принятие рамочного федерального закона о Северном морском пути, учитывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо регулировать, включая связь развития прибрежных северных территорий с акваторией СМП, экономические и экологические критерии, штрафы за несанкционированный проход и др. Во-вторых, возможно выделение отдельного раздела о Северном морском пути в проекте обсуждаемого Федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации". Третьим возможным способом нормативного правового регулирования вопроса о СМП, а также обеспечения северного завоза может быть разработка и принятие Федерального закона "О досрочном завозе грузов в районы Крайнего Севера Российской Федерации" 11 . Актуальность северного завоза не вызывает сомнений не только для отдаленных улусов Республики Саха (Якутия), но и северных территорий НАО, Чукотки, Красноярского края и других, тяготеющих к акватории СМП. Эти и другие вопросы могут найти отражение также и в законодательстве о Крайнем Севере, в состав которого входят все сухопутные территории АЗ РФ [4, с. 71 − 79]. Модернизация СМП во многом сегодня упирается в отсутствие инвестиций. Освоение Арктики, эксплуатация Севморпути стоят очень дорого. Основную угрозу развитию СМП и прилегающих к его трассе регионов АЗ РФ представляет дефицит инвестиций. Это можно показать на примере финансирования злополучной арктической госпрограммы. В ноябре 2013 г. проект государственной программы "Социально- экономическое развитие АЗ РФ на период до 2020 года" предусматривал финансирование из федерального бюджета 598,5 млрд руб., в том числе: − 364 млрд руб. − на глобальные системы транспортной, энергетической, ИКТ опорной арктической инфраструктуры; − 106 млрд руб. − на развитие приоритетных секторов экономики АЗ РФ (нефть, попутный газ, трудноизвлекаемые запасы, Севморпуть, туризм); − 82 млрд руб. − на развитие локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ, качество жизни населения, локальные транспортные системы, КМНС); − 45 млрд руб. − на обеспечение реализации ГП (арктическое управление, международное сотрудничество); − закрытая подпрограмма № 5 "Обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации". Госпрограмма "АЗ РФ – 2020" была утверждена правительством 21 апреля 2014 г., но уже 22 апреля 2014 г. Президент РФ В. В. Путин на Совете безопасности РФ просил Правительство предусмотреть полноценное финансирование названной программы, начиная с 2017 г. 14 апреля 2015 г. на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики отмечалось, что госпрограмма носит так называемый экспертный характер, так как в бюджете пока нет средств на ее реализацию. В программе отражены мероприятия 14 госпрограмм России, 9 ФЦП и адресных программ, реализация которых осуществляется на территории Арктической зоны. Общий объем финансирования мероприятий отраслевых программ на период 2015–2020 гг. должен составлять около 222 млрд руб., в том числе за счет федерального бюджета около 160 млрд руб. По словам Д. О. Рогозина даже предварительный анализ перечисленных программ показывает, что проблема устойчивого развития макрорегиона и национальной безопасности России в Арктике решается фрагментарно и бессистемно, а перечень предусмотренных программой мероприятий исчерпывающим назвать никак нельзя, поскольку он не охватывает весь спектр задач, определенный президентом и правительством 12 . Не случайно поэтому ГКА на своем первом заседании дала поручение разработать новую редакцию госпрограммы. 11 В Москве обсудили Арктику как национальную идею [Электронный ресурс] // Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). URL: http://iltumen.ru/node/14350. 12 Тюрин С. Арктике нужен закон и ревизия [Электронный ресурс]. URL: http://www.tpp-inform.ru/analytic_j ournal/5671.html.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz