Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 467-475 471 Международная транспортная артерия, обеспечивающая как вывоз сырья на мировые рынки, так и транзитный грузопоток, может быть сформирована только на третьей фазе последовательного развития Севморпути. Первая фаза увязывается М. Н. Григорьевым с традиционными функциями северного завоза и вывоза продукции с уже действующих производств, обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов ("Ямал СПГ", порт Сабетта, Новопортовское месторождение). На второй фазе развивается транспортная, портовая инфраструктура, обеспечивается навигационное и гидрографическое обеспечение и решаются другие задачи 8 . Деление на три фазы по времени, на мой взгляд, не является здесь оптимальным вариантом. Например, обеспечение должной геополитической роли России в регионе, включая задачи обеспечения национальной безопасности и суверенитета страны, по нашему мнению, исключительно важно не только на первой фазе развития СМП, но весь период. Учитывая одновременность решения задач на первой и второй фазах, эти два периода внутреннего развития логичнее объединить в одну 10–15-летнюю фазу. Модернизация существующей арктической инфраструктуры ведется уже сегодня, правда не такими темпами, как хотелось бы, в основном из-за отсутствия инвестиций. Тем не менее строятся новый порт Сабетта, аварийно-спасательные центры МЧС, обновляется навигационное и гидрографическое обеспечение. По словам С. К. Шойгу, на архипелагах Новосибирские острова, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и на острове Врангеля продолжается создание современной военной инфраструктуры – строятся военные городки замкнутого цикла, восстанавливается аэродромная сеть, формируется единая система освещения обстановки в арктической зоне 9 . Для ВМФ России 23 апреля 2015 г. в Санкт-Петербурге заложен современный дизель-электрический ледокол "Илья Муромец" проекта 21180 с автономностью плавания 2 месяца 10 . Это первый в России ледокол, который благодаря уникальной конструкции винторулевых колонок может одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом. Всего планируется построить 4 ледокола этого проекта. В Арктике развивается инфотелекоммуникационная инфраструктура на основе объединенной автоматизированной цифровой системы связи ВС, оптоволоконной кабельной линии протяженностью более 8 тыс. км [3, с. 74 − 81]. Эти и другие проекты двойного применения (оборонительного и гражданского) являются сильной стороной, так как могут быть использованы для обеспечения безопасности не только непосредственно на Севморпути, но и на высокоширотных трассах СЛО при проведении спасательных операций, научных экспедиций, обеспечении навигации, в картографии. По сравнению с предшествующим периодом появляются позитивные сдвиги в модернизации государственного управления. 14 апреля 2015 г. официально начала свою деятельность Государственная комиссия по вопросам развития Арктики (ГКА). Создано 8 рабочих групп, Научно-экспертный совет ГКА (А. Н. Чилингаров), Деловой совет ГКА (С. Н. Шишкарев). Одобрено создание Центра поддержки Госкомиссии по Арктике. Разрабатываются предложения о возможности организации опытно-конструкторской работы "Создание интегрированной базы данных об обстановке в Арктическом регионе". Принято постановление "О мерах социально-экономического развития РФ в Арктике". Основными задачами названы: 1) создание единой стройной системы законодательных и нормативно-правовых актов арктического макрорегиона, принятие ФЗ об Арктике; на этой основе совершенствование системы госуправления развитием АЗ РФ; 2) масштабная ревизия отраслевых программ, инфраструктурных и промышленных объектов, перспективных планов министерств, субъектов РФ и организаций в Арктике в целях консолидации финансовых средств на ключевых направлениях развития АЗ РФ. В связи с этим до 1 декабря будет разработана новая редакция государственной программы "Социально-экономическое развитие АЗ РФ на период до 2020 года". Ведется подготовка предложений по созданию в Архангельске центра фундаментальных и прикладных исследований в Арктике. После обсуждения вопроса "О комплексном проекте развития Северного морского пути" дано поручение Минтрансу России (М. Ю. Соколову) доработать комплексный проект развития СМП, предусмотрев указание в нем вида итогового документа по каждому мероприятию, ожидаемого результата, а также реальных сроков подготовки указанных документов; по согласованию с заинтересованными федеральными органами власти включить в него конкретные мероприятия, реализуемые в рамках федеральной целевой программы. На федеральном и региональном уровнях будет рассмотрен вопрос о совершенствовании деятельности ФГКУ "Администрация СМП" в Архангельской области и Камчатском крае (транзитные перевозки, вопросы безопасности мореплавания, транспортной и технологической безопасности). 8 Григорьев М. Развитие Севморпути будет последовательным [Электронный ресурс]. URL: http://narfu.ru/life/news/university/218135/. 9 Министерство обороны Российской Федерации формирует единую систему освещения обстановки в арктической зоне [Электронный ресурс] // REGNUM. Информационное агентство. URL: http://www.regnum.ru/news/1899352.html. 10 В Санкт-Петербурге для ВМФ России заложен не имеющий аналогов по своим характеристикам ледокол "Илья Муромец" [Электронный ресурс] // Минобороны России. URL: http://function.mil.ru/news_page/ country/more.htm?id= 12023195@egNews.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz