Вестник МГТУ. 2015, №3.

Лукин Ю. Ф. Анализ деятельности Северного морского пути 470 Однако потенциал СМП в целом как альтернативы Суэцкому каналу явно переоценен. Плата за проход через Суэцкий канал ниже, чем за ледокольное сопровождение судов по СМП, что наглядно показывают материалы инфографики, опубликованные журналом "Форбс" и сведенные в табл. 2. Преимущества сокращения времени, расстояния и расходов при прохождении судов по СМП нивелируются существующими слабыми сторонами. Отсутствие спроса возможно из-за состояния инфраструктуры СМП, тарифов, качества сервисных услуг, включая таможенный и пограничный контроль. Риски СМП для зарубежных грузоотправителей обусловлены вероятностью предоставления ледокольного обеспечения в нужное время и в нужном месте, угрозами ледового сжатия, возможными повреждениями судов, их простоями, дополнительными страховыми расходами, существующими сегодня проблемами оказания сервисных услуг. Негативно сказывается сложная процедура получения разрешения на заход в большинство морских портов, страхование ответственности за возможный ущерб окружающей среде при повреждении судна, пограничные и таможенные формальности. К числу угроз навигации по СМП можно отнести: удорожание конструкции судов и рост инвестиций для адаптации их работы в условиях Арктики в связи с тяжелыми погодными условиями, движением льдов, мелководьем; ограниченные пока возможности действующей инфраструктуры СМП, современных надежных каналов связи для постоянного отслеживания движения грузов, поисково-спасательных служб и другие факторы. Транзит по СМП будет всего лишь сезонной альтернативой Суэцкому каналу и будет иметь сырьевую ориентированность, считает эксперт М. Н. Григорьев, директор ООО "Гекон", член Научного совета при Совете безопасности РФ 3 . Результаты и обсуждения Рассматривая существующие проблемные вопросы деятельности СМП, необходимо отметить, что в 2014 г. наметилась стагнация транзита по СМП иностранных грузоотправителей, медленно происходит улучшение качества услуг в акватории СМП. Спад объемов транзита в СМИ уже обозначили временной заморозкой СМП: "Северный морской путь в 2014 г. впал в депрессию: мало грузов, мало судов, много льда" 4 . Динамика транзитного грузопотока, растущего после 2010 г., действительно начинает замедляться. По данным Минтранса России, в 2013 г. перевозка различных грузов по СМП составляла 2,8 млн т. В 2014 г. общая перевозка грузов по СМП увеличилась до 3,7 млн т, т. е. на 31,6 %, но произошло резкое сокращение тоннажа транзитных перевозок – в 4,3 раза по сравнению с 2013 г. – до 274,3 тыс. т. Сократилось количество транзитных рейсов по СМП с 37 в 2013 г. до 23 рейсов в 2014 г. 5 Динамика транзитного грузопотока, по данным А. Н. Ольшанского, выглядит следующим образом: "Если до 2009 г. транзитный грузопоток колебался в пределах 0–100 тыс. т, то в 2010 г. он составил 145 тыс. т, в 2011 г. – 834 тыс. т, в 2012 г. – 1 200 тыс. т, в 2013 г. – 1 355 тыс. т" 6 . Севморпуть является сегодня реально внутренней транспортной магистралью РФ, неконкурентоспособной в сравнении с южным морским торговым путем через Суэцкий канал, что вполне очевидно вытекает из показателей роста объемов внутренней перевозки грузов и падения транзита. Его развитие в ближайшие 15–20 лет будет определяться потребностями развития прибрежных территорий, северного завоза, имеющихся прогнозов по объемам добычи углеводородов в акватории СЛО и на суше АЗ РФ, емкости двух рынков сбыта: тихоокеанского и атлантического. Основное увеличение грузопотока СМП связано с развитием отечественных ТЭК, металлургии, химии. Реализация проектов "Ямал СПГ", порта Сабетта в полном объеме приведет к росту экспорта СПГ и газоконденсата в 2021–2038 гг. на 17,6 млн т. "Газпром нефть" планирует увеличение вывоза нефти с Новопортовского месторождения в 2017–2027 гг. по 5 млн т ежегодно. Добыча сырой нефти ОАО "Пайяха" в 2018–2028 гг. ожидается в 3 млн т ежегодно 7 . Однако существует угроза, что в перспективе уже через 12–15 лет СМП станет менее конкурентоспособным путем по сравнению с Транссибирской железнодорожной магистралью, БАМом, проектом строительства высокоскоростной железной дороги Пекин – Москва в рамках супермасштабного "Экономического пояса Шелкового пути". Самое длительное железнодорожное путешествие в мире сегодня протяженностью 13 052 км по маршруту Иу – Мадрид занимает 21 день. Новая высокоскоростная железнодорожная магистраль от Пекина до Москвы 7 000 км сократит время с 5 дней до 30 часов. Стоимость ее строительства составит 1,5 триллиона юаней, или $242 миллиарда. Построить новые ветки планируется максимум за 10 лет. В рамках этого проекта в России строится высокоскоростная магистраль Казань – Москва. Проект геополитически связывает три государства: Китай, Россию и Казахстан. 3 Транзитный грузопоток по Севморпути сократился на 77 % в 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bellona.ru/news/news_2015/1422887289.8. 4 Северный морской путь: временная заморозка [Электронный ресурс]. URL: http://chinalogist.ru/ book/articles/analitika/severnyy-morskoy-put-vremennaya-zamorozka. 5 Объем транзитных перевозок по Севморпути в 2014 г. снизился в 4,3 раза – до 274,3 тыс. т. [Электронный ресурс]. URL: http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2015/02/04/19/31245115. 6 Объем перевозок по Севморпути растет [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosatom.ru/journalist/ atomicsphere/3ada6b8042 c1eef586d7bfb5588d816b. 7 Рукша В. Глава "Росатмфлота": грузооборот Севморпути вырастет почти в семь раз [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20140807/1019029158.html.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz