Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 467-475 469 В условиях геополитической турбулентности, рецидивов холодной войны и попыток изоляции России замедляется развитие всей инфраструктуры СМП, использование его трассы иностранными грузоотправителями. Анализ экономических факторов позволяет, прежде всего, сделать вывод о том, что инвестиции в развитие инфраструктуры СМП − базовые порты, новые ледоколы, гидрографическое, гидрометеорологическое обеспечение, связь, аварийно-спасательные суда − несомненно, является сильной стороной политики российского государства в Арктике. Это создает возможности для расширения услуг: бункеровка судов, снабжение пресной водой, срочный ремонт, водолазные осмотры, смена экипажей, открытие портов по трассе СМП для захода иностранных судов. Но возникает вопрос о том, сможет ли РФ вернуть вложенные инвестиции, получить прибыль в условиях дефицита внутренних ресурсов государства, инвестиций, технологий? Одна из ключевых проблем исследуемой темы касается конкурентоспособности использования СМП по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал. Акватория СМП законодательно понимается как водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону России и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада − меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар 1 . Это очень важно подчеркнуть, потому что сегодня иногда называют началом СМП то Мурманск, то Архангельск, то норвежский Киркинес. Физически Северный морской путь начинается от Карских Ворот и завершается в бухте Провидения. Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет 5600 км или 3023 морские мили. Основные морские порты: Сабетта, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек, Провидения. Морские маршруты, торговые транспортные коридоры с использованием СМП могут начинаться в любом морском порту: Роттердаме, Санкт-Петербурге, Киркинесе, Шанхае. Суда, идущие из этих портов по арктическим маршрутам, проходят Севморпуть в указанных выше границах или используют при благоприятных ледовых условиях высокоширотные маршруты. Считается, что путь из Европы в Азию по СМП короче, дешевле и быстрее, чем через Суэцкий канал. При использовании Севморпути из-за выигрыша времени снижаются расходы топлива и стоимость фрахта, меньше становится дополнительная страховая премия 2 . Таблица 2 Сравнительный анализ себестоимости рейсов сухогруза 70 000 тонн из Киркинеса (Норвегия) в Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал и по маршруту с использованием Севмормпути Показатели себестоимости Через Суэцкий канал По Севморпути Расход топлива всего − $1 000 000 на 44 дня $601 000 на 26 дней в день − 33 т по цене $ 700 за 1 т 33 т по цене $700 за 1 т Стоимость фрахта всего − $720 000 на 48 дней $450 000 на 30 дней в день − $15 000 в день $15 000 в день Плата за проход через Суэцкий канал $250 000 нет Плата за ледокольное сопровождение по СМП нет $375 000 Плата за обслуживание в портах $250 000 $250 000 Непредвиденные расходы (буксировка в порту и др.) $50 000 $50 000 Дополнительная страховая премия по риску пиратства в Аденском заливе $110 000 нет Дополнительная страховая премия за прохождение по СМП нет $70 000 Итого $2 380 000 и 48 дней $1 796 000 и 30 дней Источник: URL: http://www.forbes.ru/sites/default/files/users/user12848/04_ed_infographic_0.jpg. 1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133277/. 2 Васильев И. Размороженный маршрут: как пираты помогли России заработать в Арктике [Электронный ресурс] // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/infographics/sobytiya/biznes/237044-razmorozhennyi-marshrut-kak-piraty- pomogli-rossii-zarabotat-na-s.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz