Вестник МГТУ. 2015, №3.

Лукин Ю. Ф. Анализ деятельности Северного морского пути 468 Вариант денонсации не исключается, но тогда представляется важным изучить геополитические, экономические, правовые последствия и риски денонсации Россией Конвенции ООН по морскому праву и принятых соглашений. Под угрозой неизбежно окажется легитимное использование СМП, уже полученных прав на участки континентального шельфа в Охотском и других морях Мирового океана. Таблица 1 SWOT-анализ деятельности Северного морского пути S − сильные стороны W − cлабые стороны O − возможности T − угрозы Соблюдение требований Конвенции ООН по морскому праву − UNCLOS (1982) Единого правового режима, универсально признанного всеми нациями, в Северном Ледовитом океане не существует Легитимное использование СМП, прав на участки континентального шельфа в СЛО, Охотском и других морях Проблемы правовых режимов С-ВП и С-ЗП как национальных коммуникаций России и Канады, использования около-полюсной зоны и др. Геополитическая турбулентность Рост потенциала конфликтности. Милитаризация Арктики Денонсация РФ UNCLOS (1982), практическая реализация секторного подхода 1926 года Ограничение прав РФ и бизнеса в Мировом океане. Рост напряженности, конфликты СМП − национальная транспортная коммуникация РФ, действует ФЗ №132-ФЗ от 28.07.2012 Рост внутреннего грузооборота, развитие прибрежных территорий АЗ РФ, Крайнего Севера Интернационализация СМП. Конфликт интересов стейкхолдеров, действующих в Арктике Отсутствует единый орган управления, ответственности на уровне государства за комплексное решение проблем СМП Расширение функций администрации СМП за комплексное решение вопросов, связанных с развитием СМП, прибрежных территорий Явная недооценка создания системы арктического менеджмента. Бюрократизация управления Короче, дешевле и быстрее путь из Европы в Азию с использованием СМП, чем через Суэцкий канал Больше клиентов, рост транзита и доходов от эксплуатации СМП Стагнация транзита, отсутствие спроса, фобии иностранных грузоотправителей Инвестиции российского государства в развитие инфраструктуры СМП Расширение сервисных услуг, открытие портов по трассе СМП для захода иностранных судов Вероятность возврата вложенных в инфраструктуру СМП инвестиций, получение прибыли Использование атомных ледоколов ФГУП "Росатомфлот" на трассах СМП, обновление флота Навигация в западном секторе СМП фактически круглогодичная Ввод новых ледоколов в строй и обновление флота замедляются в условиях кризиса Изменения климата, тренд к потеплению: уменьшается ледовитость, увеличивается время открытой воды, тает вечная мерзлота Открываются высокоширотные маршруты, доходы от использования СМП падают. Угрозы населению, ЖКХ, экономике прибрежных территорий Конкуренция СМП с железнодорожными магистралями, проект железной дороги Пекин – Москва Морской маршрут с использованием СМП в перспективе становится менее привлекательным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz