Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 467-475 467 УДК 656.61 Ю. Ф. Лукин Анализ деятельности Северного морского пути Yu. F. Lukin Analysis of the #orthern Sea Route activity Аннотация. В статье содержится SWOT-анализ деятельности Северного морского пути, сравнительный анализ себестоимости рейсов из Киркенеса в Иокогаму через Суэцкий канал и по маршруту с использованием Северного морского пути. Показан его потенциал, возможности и существующие угрозы. Анализируется функционирование Северного морского пути в условиях геополитической нестабильности, финансово- экономического кризиса, различий интересов арктических стейкхолдеров, необходимости перехода к "зеленой" экономике. Abstract. The paper contains the SWOT-analysis of the Northern Sea Route activity, the comparative analysis of the cost of voyages from Kirkenes to Yokohama via the Suez Canal and via the Northern Sea Route. Its potential, opportunities and existing threats have been shown. The functioning of the Northern Sea Route in terms of geopolitical instability, the financial and economic crisis, the differences in the interests of the Arctic stakeholders, the need to move to a "green" economy has been analyzed. Ключевые слова : Северный морской путь, возможности, угрозы, Суэцкий канал, конкуренция, геополитическая стабильность, экологическая взаимозависимость. Key words : The Northern Sea Route, opportunities, threats, the Suez Canal, competition, geopolitical stability, environmental interdependence. Введение Проблема функционирования Северного морского пути (СМП) остается одной из самых актуальных в арктической проблематике научных исследований и в практической деятельности российского государства и бизнеса, имеющего отношение к использованию данной транспортной магистрали. Целью данной статьи является анализ экономических и геополитических факторов деятельности СМП в современных условиях, возможностей и угроз его деятельности [1]. Материалы и методы Для анализа и оценки деятельности Северного морского пути использован метод SWOT-анализа, что позволяет рассматривать разные аспекты функционирования данной коммуникации. СМП объединяет почти 70 % жизненного пространства России и обретает, по мнению И. Ф. Кефели, в перспективе глобальный геополитический статус [2, c. 43]. Геополитическая стабильность априори способствует росту транзита с использованием Севморпути и доходов от его эксплуатации. В условиях геополитической турбулентности накапливается потенциал конфликтности, возникает угроза милитаризации арктического пространства, последствия которой могут иметь разрушающие действия для всей хрупкой арктической окружающей среды. Соблюдение требований Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) открывает возможности легитимного использования СМП, прав на участки континентального шельфа в Северном Ледовитом океане (СЛО), Охотском и других морях. Однако единого правового режима, универсально признанного всеми нациями, в Северном Ледовитом океане, не существует. США, к примеру, до сих пор не ратифицировали UNCLOS (1982). Не определен режим использования ресурсов околополюсной акватории, так называемого "ледового мешка" или зоны ООН. Это огромный анклав открытой части СЛО, который образовался после введения всеми арктическими государствами 200-мильных исключительных экономических зон (ИЭЗ). Проблему правовых режимов Северо-Восточного прохода (С-ВП) (Россия) и Северо-Западного прохода (С-ЗП) (Канада) как национальных коммуникаций против концепции международных проливов можно рассматривать как вполне реальную угрозу интернационализации этих проходов. При этом UNCLOS (1982) не предусматривает транзитных сборов за проход судов по СМП, если им не предоставляется ледокольная или лоцманская проводка. Сегодня иногда будируется проблема применения Россией секторального подхода в Арктике, но без понимания того, что это фактически ведет к отказу от ратификации Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), подписанной в городе Монтего-Бей 10 декабря 1982 г., и Соглашения от 29 июля 1994 г. об осуществлении части XI указанной конвенции, вступивших в силу 16 ноября 1994 г. Зачем же тогда наша страна второй раз подает заявку в Комиссию ООН по арктическому континентальному шельфу, за что боремся в таком случае? За денонсацию ратифицированных Российской Федерацией международных договорных обязательств по UNCLOS. Федеральный закон № 30-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву" был подписан Президентом РФ 26 февраля 1997 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz