Вестник МГТУ. 2015, №3.

Богачев В. Ф. и др. Региональные интересы России в концепции развития Арктики 374 очередь, требует решения задачи контроля за деятельностью наиболее вредных в экологическом плане отраслей и прежде всего нефтегазодобывающей отрасли, отвечающей новым экономическим и демографическим условиям; формирования логистического комплекса [3] в системе региональной транспортной составляющей; учета интересов коренных жителей Арктики в плане сохранения их традиционных промыслов и жизненных интересов. В парадигме устойчивого развития Арктического региона все большее значение приобретает проблема интеграции экономических интересов стран, участвующих в освоении Арктики. Это предполагает согласованные усилия этих стран в разрешении имеющихся разногласий; в совместном решении задач освоения морских биологических ресурсов; создании логистических систем. Это позволит реализовать серьезные предпосылки к формированию системы устойчивого развития Арктического региона. Исключительные природно-географические и экологические особенности региона, медленное воспроизводство природных ресурсов в свою очередь обусловливает применение оригинальных экономико- организационных и технологических решений, а также привлечение огромных финансовых средств. Ни одна страна в мире не обладает для этого необходимой техникой, технологией, материально-финансовыми ресурсами; т. е. задачи освоения ресурсов Арктики можно будет решить только при условии создания соответствующей инфраструктуры для освоения и эксплуатации углеводородных месторождений Арктики, с учетом изменений в глобальной расстановке сил и национальных интересов России. Россия в Арктике владеет огромной территорией и является ведущей в мире державой по ресурсному потенциалу [4, с. 72 − 75]. Сегодняшние условия развития Арктики достигли такого уровня, когда успехи в ее освоении будут определяться геоэкономическими особенностями современного развития регионального хозяйства [5, с. 52 − 53]. Принятая в России энергетическая стратегия развития до 2030 г. предусматривает постепенный переход от экстенсивных к интенсивным методам освоения морских ресурсов и инновационным технологиям их переработки, что ставит под вопрос реализацию опасных в экологическом смысле проектов добычи нефти и газа в арктическом шельфе. Зона арктических интересов России (ЗАИР) включает весьма значительные территории, развитие которых сильно отстает в качественном отношении по показателям социально-экономического развития, квалификации работников, их жизненного уровня. Поэтому российская законодательно закрепленная стратегия развития Арктики ставит своей задачей реализацию богатого потенциала Арктики, направленную на модернизацию экономики всей страны. Проблема эффективного использования уникального ресурсного потенциала Арктики неоднократно становилась темой многочисленных международных и всероссийских конференций. Важное место в обсуждении этих проблем на всевозможных форумах занимало развитие Арктического региона как единой социо- эколого-экономической системы, состояние которой можно определить как неудовлетворительное, во многом из-за многочисленных недостатков транспортной инфраструктуры, основным из которых является огромный территориальный и сырьевой потенциал региона при относительно низкой транспортной освоенности либо полном отсутствии транспортных коммуникаций. Оценивая положительно усилия правительства страны в решении этой проблемы, следует одновременно отметить несомненную сложность решения задачи консолидации и координации совместной деятельности стран и транснациональных корпораций, участвующих в освоении Арктики на основе использования современных технологий добычи и транспортировки полезных ископаемых, а также передовых информационных технологий на основе данных, полученных от спутников. Главной стратегией развития экономики РФ является реализация государственной программы по развитию Арктической зоны РФ (АЗ РФ), основными направлениями реализации которой станут содействие комплексному социально-экономическому развитию АЗ РФ, стимулирование развития приоритетных направлений экономического роста указанной зоны, а также обеспечение ее экологической безопасности. Цель принятой программы – ускорение экономического и социального развития страны с помощью вовлечения природного и эволюционного потенциала АЗ РФ, основанное на принципах бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов. Задачи государственной программы состоят в реализации масштабных инвестиционных проектов в АЗ РФ; создании глобальных систем транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктур, систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности и мониторинга; создании и развитии локальных систем жизнеобеспечения в Арктической зоне РФ; формировании нормативной, организационной и научно-технической базы для развития Арктической зоны и совершенствовании системы государственного управления. Проект распоряжения правительства РФ об утверждении государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г." согласован со всеми ее участниками 1 . 1 Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 // Правительство России. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz