Вестник МГТУ. 2015, №1.

Холичее С.Н., Агарков С.А. Моделирование процесса швартовки... УДК 656.61.052.74 С.Н. Холичев, С.А. Агарков Моделирование процесса швартовки к борту судна-партнера на финальном этапе сближения судов ’’борт к борту” с использованием инновационного способа управления судном S.N. Kholichev, S.A. Agarkov Modeling of mooring to the partner vessel at the final stage of ’’side to side” approach using innovative vessel’s steering methods Аннотация. Проведено моделирование процесса швартовки к борту судна-партнера на финальном этапе сближения судов "борт к борту" с использованием инновационного способа. Представлены результаты модельного эксперимента, подтверждающие возможность использования данного способа на практике. Abstract. Modeling of mooring to the partner vessel at the final stage of "side to side" approach using innovative vessel's steering methods has been carried out. The results of the model experiment confirming the possibility of using this method in practice have been presented. Ключевые слова: способ швартовки, автоматизация швартовки, модельный эксперимент Key words: method of mooring, mooring automation, model experiment 1. Введение Аварии с судами разных типов и тоннажа происходят практически ежедневно. Для повышения безопасности проведения швартовных операций был разработан способ управления судном при швартовке к борту судна-партнера (Холичев и др., 2015). Наиболее опасным при проведении любой швартовной операции является заключительный (финальный) этап - контакт судна с причалом, плавбазой или другим судном. Автоматизация процесса швартовки судов повышает безопасность любого вида швартовки, т.к. позволяет избежать ошибок человеческого элемента. В статье представлен инновационный способ швартовки к борту судна-партнера и результаты модельного эксперимента, проведенного авторами с целью доказать возможность применения данного способа на практике. 2. Способ швартовки к борту судна-партнера На кафедре судовождения МГТУ разработан способ управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера (Юдин и др., 2013а), когда в пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится на носовой части А (швартующееся судно), А„ (судно-партнер), другая - на кормовой части В (швартующееся судно), В„ (судно-партнер) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна. Координаты точек А, В, А„, В„ в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м). Используя значения координат точек швартующегося судна А(Х оа , Y oa ), В(Хов, Y0B) и судна-партнера Ии(ХОли, Y0An), Вп(ХОвп, Y0B„) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном А(Х а , Y a ), В(Х в , Y b ) И судном-партнером А„(Х а „, Y a „), B„(X b „,Y b „), координаты центров тяжести (ЦТ) швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G(X g ,Y g ) и судна-партнера в связанной с ним подвижной координатной системе G„(X og „, Y og „), а также значения расстояния между диаметральными плоскостями (ДП) швартующихся судов h0 и расстояние между ЦТ швартующихся судов т рассчитывают (Юдин и др., 2013b): - координаты центра тяжести швартующегося судна G(X og , Y og ) в неподвижной координатной системе; - координаты центра тяжести судна-партнера G„(X og „, Y og „) в неподвижной координатной системе; - координаты точек А'„(ХЛ'„, YA<„) и В'„(ХВ'„, YB'„), расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера восстановленных в точки А„ и В„ (рис. 1); 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz