Вестник МГТУ. 2015, №1.

ВестникМГТУ, том 18, № 1, 2015 г. стр. 48-52 - необходимость крупных инвестиций в транспортную отрасль, обусловленная развитием акватории и береговой линии. Инвестиции, способствующие росту перерабатываемого грузопотока, возможны при условии стабильной экономической ситуации в стране и мире; - бюрократизм (чрезмерное усложнение различных процедур) и правовые проблемы "отпугивают" грузовладельцев от взаимодействия с портами России. К проблемам железнодорожного транспорта можно отнести: 1) технологическую отсталость; 2) высокую степень износа локомотивного парка (около 70 % в среднем по сети железных дорог); 3) неэффективное управление вагонным парком в условиях реформирования отрасли; 4) недостаточность инвестиций в инфраструктурное развитие сети железных дорог. Номенклатура перерабатываемых грузов в Мурманском морском порту и места их погрузки на сети железных дорог указаны в таблице; они обусловливают логистику и являются факторами, лимитирующими железнодорожную составляющую перевозок. Наименование груза Объем грузоперевозок* (экспорт, каботаж), тыс. т Место погрузки Уголь 895,0 Кузбасский бассейн Апатит 45,7 Кировск Железорудный концентрат (гематит) 121,1 Ковдор Файнштейн 14,8 Мончегорск Контейнеры 25,8 Разные места погрузки Итого 1102,4 - *Использованы данные ММТП за январь 2012 г. Данные, указанные в таблице, свидетельствуют о том, что уголь является основным грузом для перевалки в ММТП, а его погрузка осуществляется в самом удаленном районе. Сложность логистики перевозки этого груза обусловлена: - значительным расстоянием от места погрузки на железную дорогу до места выгрузки в порту, что требует более точного планирования, исключения простоя судов или раннего прибытия груза, заполнения складов порта и последующего хранения груза "на колесах"; - "смерзанием" угля в пути следования (в зимнее время) из-за недостаточной подготовки к транспортировке (т.е. погрузки теплого и влажного угля из разреза в вагоны); - длительным временем выгрузки и возможным повреждением вагонов, скопление которых на станции Мурманск приводит к уменьшению ее перерабатывающей способности. Следует отметить также тот факт, что значительной составляющей номенклатуры грузов, перерабатываемых узлом, являются нефтепродукты. Их перевалка в основном осуществляется через ООО "Первый мурманский терминал", расположенный в Мурманском морском рыбном порту, и ООО "Коммандит Сервис", находящийся на территории ЗАТО Североморск. Логистическая цепочка доставки данных грузов не менее сложна, чем логистика перевозки угля. 3. Основы взаимодействия видов транспорта Оперативное планирование работы железнодорожной станции должно обеспечить на период суток (или смены) выполнение графика движения поездов и плана их формирования; планов погрузки, выгрузки, перевалки; графика развоза местного груза; регулировочных заданий, а также достижение основных качественных показателей работы станции. Планирование работы железнодорожной станции осуществляется посредством: а) диспетчерского руководства маневровой и грузовой работой станции; б) установления графика подхода поездов с местными грузами; в) контроля за нахождением вагонов на подъездных путях предприятий и погрузо-разгрузочных путях станций; г) определения наличия судов, находящихся под выгрузкой либо погрузкой в порту (Рыбин и др., 2001). Сменный план работы станции составляется на 12 часов на основании суточного и сменного планов, получаемых из диспетчерского центра управления перевозками, информации о положении на станции к началу планируемого периода и подходе поездов и судов. В суточном плане-графике указывается: - общее количество поездов, которые должны прибыть на станцию за сутки, число вагонов (по роду груза и его получателю), а также предполагаемое время прибытия; 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz