Вестник МГТУ. 2015, №1.
ВестникМГТУ, том 18, № 1, 2015 г. стр. 41-47 Факторы безопасного несения ходовой вахты обусловлены опытом, профессиональным мастерством работников промысловых судов и поддержанием в готовности технических средств. В результате представленных выше факторов и процедур по подготовке судна к рейсу достигается комплексный подход, предусматривающий надлежащее навигационное и техническое обеспечение. Рис. 5. Параметры определения состава ходовой вахты 3. Основные параметры совершенствования управления безопасностью на рыбопромысловых судах При определении состава ходовой вахты капитан должен учитывать параметры, представленные на рис. 5, которые объединяют природные, техногенные и человеческие факторы. Важным звеном в системе совершенствования управления безопасностью на рыбопромысловых судах является вахтенный помощник капитана, который обязан: - нести вахту на ходовом мостике; - не оставлять мостик ни при каких обстоятельствах без должной замены; - продолжать нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие на ходовом мостике капитана, до тех пор, пока капитан специально не информирует вахтенного помощника о том, что он принял командование на себя и это будет взаимно понято; - при возникновении любых сомнений относительно выбора необходимых мер для обеспечения безопасности судна, поставить в известность капитана; - проверять (через достаточно частые промежутки времени) курс, местоположение, скорость судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные средства. Вахтенный помощник капитана должен знать расположение и уметь использовать любое судовое навигационное оборудование, учитывая эксплуатационные возможности и ограничения; обязан максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование. Он не должен выполнять никакие дополнительные обязанности, мешающие обеспечению безопасного плавания судна. При использовании радиолокатора вахтенный помощник должен соблюдать положения Международных правил предупреждения столкновений судов в море (1972 г.) относительно использования радиолокатора. В случае необходимости, вахтенный помощник капитана должен без колебаний использовать руль, главный двигатель и звуковые сигнальные средства. Однако если позволяют обстоятельства, то о предполагаемом изменении оборотов главного двигателя необходимо давать своевременное предупреждение в машинное отделение судна. Вахтенный помощник должен знать характеристики управляемости своего судна, включая тормозные характеристики, и должен принимать во внимание возможные различия этих характеристик для разных типов судов. Все действия, предпринятые во время вахты, имеющие отношение к плаванию судна, должны надлежащим образом записываться в судовой журнал. Совершенствование управления безопасностью на рыбопромысловом судне вахтенный помощник обеспечивает постоянным и надлежащим наблюдением за окружающей средой. Вахтенный помощник обязан обеспечить постоянное надлежащее наблюдение за окружающей средой. На судах, где штурманская рубка отделена от ходовой, вахтенный помощник может заходить 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz