Вестник МГТУ. 2015, №1.
ВестникМГТУ, том 18, № 1, 2015 г. стр. 41-47 УДК 656.086.1 А.Ж. Смирнов К вопросу о безопасном несении ходовой вахты и общих требованиях к ’’человеческому элементу” A.Zh. Smirnov On safe underway watch and general requirements for the ’’human element” Аннотация. В статье рассмотрены вопросы безопасности мореплавания и возможные сценарии возникновения аварийных ситуаций. Анализируются ошибки обработки информации и выбора управленческого решения при несении ходовой вахты. Abstract. The paper considers some issues of navigation safety and possible scenarios of emergency situations. The errors of information processing and choice of management decisions while keeping underway watch have been analyzed. Ключевые слова: несение ходовой вахты, управление безопасностью на рыбопромысловых судах Key words: keeping of underway watch, management of safety on fishing vessels 1. Введение Вопросы безопасности мореплавания всегда связаны с уровнем квалификации персонала и сформированными навыками действий в обычных (рутинных) и нестандартных ситуациях. Используя сценарный подход, возможно и необходимо проводить анализ ситуаций возникновения аварийных ситуаций, а также действий персонала ходовой вахты. При этом детально анализируются ошибки обработки информации и ошибки выбора управленческого решения при несении ходовой вахты на рыбопромысловых судах. Рис. 1. Параметры навигационного и технического обеспечения судна 2. Общие требования к несению ходовой вахты Анализ нормативных документов и исследования в условиях промысла подтверждают необходимость жесткого регламента несения ходовой вахты. Конференцией 1995 г. были внесены изменения и поправки в Международную Конвенцию, позволяющие морякам выполнять обязанности, связанные с несением ходовой вахты. Все лица, привлекаемые к данному виду работ, должны иметь необходимую квалификацию, соответствующую требованиям глав II-IV Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (1978 г.). В соответствие с данными требованиями, лицам, привлекаемым к несению ходовой вахты, необходимо иметь соответствующие дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалистов. В силу своей актуальности и взаимосвязи с общими требованиями к "человеческому элементу" данный вопрос находится в сфере постоянного изучения и постоянных профессиональных изменений (Меньшиков и др., 2000). Согласно данному подходу, подготовка судна к рейсу выполняется заблаговременно и предусматривает надлежащее навигационное и техническое обеспечение (рис. 1) с учетом всей имеющейся на данный момент информации. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz