Вестник МГТУ. 2015, №1.

При работе в экстремальных условиях северных широт специалистам необходимы знания организации поиска и спасания судов; международных руководств по спасанию судов; особенностей борьбы за живучесть на специализированных судах. Для работы в арктических условиях специалистам необходимы умения осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно­ климатических условий; грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией. Инженерам для работы в Арктической зоне важно знать нормативно-технические и организационные принципы безопасности жизнедеятельности, физиологию человека и рациональные условия деятельности в экстремальных обстоятельствах, анатомо-физические последствия влияния на человека травмирующих, опасных факторов; методы борьбы с пожарами, включая топливные системы, виды и химическую природу возгорания веществ {Федеральный..., 2010). 3. Особенности содержания образовательной программы подготовки морских специалистов Структура образовательной программы подготовки по специальности "Эксплуатация судовых энергетических установок" предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестации {Федеральный..., 2010). Основными задачами гуманитарного, социального и экономического цикла является формирование у морских инженеров умения использовать знания иностранного языка в профессиональной коммуникации и межличностном общении в условиях интернационального экипажа в объеме функциональных обязанностей, понимать и применять стандартные фразы Международной морской организации для профессионального общения. Кроме того, необходимы умения находить, анализировать и использовать социальную и экономическую информацию; знания нормативно-правовых актов, тенденций развития мировой экономики, проблем современной экономической интеграции, места и роли России в этом процессе. Математический и естественнонаучный цикл образовательной программы включает дисциплины, решающие задачи формирования у будущих инженеров навыков работы в компьютерных сетях, владения методами поиска, анализа и обработки данных, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, в соответствии с приемами антивирусной защиты; методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия. Профессиональный цикл образовательной программы содержит основные дисциплины, направленные на формирование профессиональных компетенций морских инженеров. Процесс освоения профессиональных основ содержит изучение принципов государственного метрологического контроля и надзора; правил пользования международными и отечественными стандартами и другой нормативной документацией; требований международной системы стандартизации (ISO); строения и свойств конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании {Федеральный..., 2010). В результате освоения цикла физической культуры будущий инженер должен знать основы здорового образа жизни; особенности использования традиционных морских видов спорта; поддерживать физические свойства организма для профессиональной деятельности в обычных и в экстремальных условиях. Учебная практика проводится в специальных учебных мастерских университета и ориентирована на профессионально-практическую подготовку и приобретение навыков самостоятельной работы на станках и сварочном оборудовании. Учебная плавательная практика проходит на учебно­ парусном судне "Седов" в соответствии с графиком плавательных рейсов и графиком учебного процесса. Производственная практика проводится в судоходных организациях Мурманска и Мурманской области и определена исходя из международных требований о подготовке членов экипажей судов для получения диплома вахтенного механика. Аттестация по итогам практики осуществляется на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и журнала регистрации практической подготовки. Тренажерная подготовка морских инженеров рассматривается как вид практической подготовки и проводится в соответствии с национальными, международными требованиями с помощью аппаратно­ программных тренажерных комплексов машинного отделения. В работе государственной аттестационной комиссии участвуют руководители и специалисты высокой квалификации ведущих организаций морского, рыбопромыслового флотов. Радионовская Т.И., Баева Л.С. Особенности профессиональной подготовки... 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz