Вестник МГТУ. 2015, №1.

ВестникМГТУ, том 18, № 1, 2015 г. стр. 33-36 Pi =D(f) / E(t) = {[£(/ - 1)(/ - 2) + £ (t - 1 + 1)(/ - 1)] / 2} / А i =1 i =1 Аналогично вероятность доминирования модели ситуации C \v над моделью C'iv равна р2=F(t) / E(t) = { [ £ ( / - 1)(/- 2) + X (t - 1 + 1)(/ - 1)] / 2} / Z3. i=i i=i Очевидно, что ро + р\ + р2 = 1 и р\ = р2. Тогда при нескольких критериях оценки моделей навигационных ситуаций в соответствии с бинарным отношением возможны следующие ситуации: - модели ситуаций C’iv и C’kv близки (оценки С',„ по всем критериям больше или равны оценкам C'kv или наоборот), - модели ситуаций C'iv и С'ь находятся в отношении неблизости (по одним критериям С'™ доминирует над C'kv, а по другим - наоборот). Подсчитаем вероятность того, что модели ситуаций C'iv и С'^ близки для общего случая, когда имеется п критериев: PW =Pon+i w - у +£ с х iP2, (i) i=i i=i где С„’- число сочетаний из п по /. Первый член в выражении (1) есть вероятность того, что модели навигационных ситуаций близки, второй член - вероятность того, что первая модель навигационной ситуации доминирует над второй, а третий член соответствует вероятности того, что вторая модель навигационной ситуации доминирует над первой. Определим вероятность того, что по (п - 1)-му критерию оценки одной модели ситуации равны оценкам другой модели ситуации (или выше их), а по 1-му критерию вторая модель ситуации доминирует на первой моделью (неблизость по 1-му критерию): п - 1 O(.n) =C,ic'„ }рГ 2 р х Р 2 + ^ С пХС \ _ , р (Г i= 2 P \ P 2 + ' L C n <^ п - \ Р 0 П ' ХР \ Р 2 - i= 2 (2) Подсчитаем вероятность неблизости по двум критериям, т. е. вероятность того, что по (п - 2)-м критериям оценки одной модели навигационной ситуации равны оценкам второй (или выше их), а по двум критериям вторая модель доминирует над первой моделью: U(n) =С 2С2„_Хр0 Р 12 Р22+ £ & „ - 2р (Г 2- 'P l1Р22 +I & „_2р 0‘ i= 3 i= 3 П- 2- йрг2Р2- (3) Таким образом, выражения (1-3) позволяют с вероятностной точки зрения идентифицировать наблюдаемые модели навигационной ситуации в отношении их близости и принять "работающее" решение с акцентом на реализацию принципа "наилучшего намерения", который способен обеспечить безопасность и эффективность плавания судна. 3. Заключение При решении задач по обеспечению безопасности плавания судна необходимо максимально эффективно использовать все системы наблюдения за окружающей обстановкой и оценивать близость наблюдаемых моделей навигационных ситуаций в рамках индивидуальной структуры предпочтений. В общем случае идентификация моделей навигационной обстановки позволяет ЛИР принимать "взвешенные и работающие" решения, обеспечивающие безопасность и эффективность плавания судна в рамках принципа "наилучших намерений". Литература Акофф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. М., Мир, 1971. 457 с. Вагнер Г. Основы исследования операций. Т. 1-3, М., Мир, 1972. Марковский И.Н., Позняков С.И., Меньшиков В.И. Функциональная готовность "человеческого элемента" при восприятии навигационной информации от экспертных систем. Рыбное хозяйство. 2013. №6. С. 93-95. Гладышевский М.А., Пасечников М.А., Пеньковская К.В. Организационно-технические структуры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию судна. Под общ. ред. В.И. Меньшикова. Мурманск, МГТУ, 2008. 212 с. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz