Вестник МГТУ. 2015, №1.

ВестникМГТУ, том 18, № 1, 2015 г. стр. 33-36 УДК 629.5.07:527.62 Ю.А. Попов, В.В. Шутов, В.И. Меньшиков Оценка близости моделей наблюдаемой навигационной ситуации как многокритериальных объектов с вероятностными приоритетами Yu.A. Popov, V.V. Shutov, V.I. Men'shikov Similarity of models of the observed navigational situation as multicriteria objects with probabilistic priorities Аннотация. Рассмотрен вариант расчета отношения близости двух моделей навигационной ситуации как многокритериальных объектов с вероятностными приоритетами, полученных с использованием судовой системы наблюдения. Abstract. The variant of calculation of relation of similarity of two models of navigational situation as multicriteria objects with probabilistic priorities has been considered. The priorities have been received with the help of the vessel system of observation. Ключевые слова: навигация, модель, ситуация, отношение, близость Key words: navigation, model, situation, relation, similarity 1. Введение Обеспечение безопасности мореплавания возможно при условии постоянного и правильно организованного наблюдения за окружающей обстановкой, которое должно вестись в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (1972 г.); таким образом оценивается навигационная ситуация и при ее осложнении выполняются немедленные и надлежащие действия. Лицо, принимающее решение (ЛИР, вахтенный помощник капитана), может оставаться единственным наблюдателем при условии, что навигационная обстановка безопасна и полностью учтены все сопутствующие плаванию опасные факторы. На судах имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребуют обстоятельства (Гладышевский и др., 2008; Анисимов и др., 2009). При решении задач по обеспечению безопасности плавания судна ЛИР обязано максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование и оценивать близость наблюдаемых моделей навигационной обстановки в рамках индивидуальной структуры предпочтений. В общем случае идентификация моделей навигационной обстановки позволяет ЛИР принимать "работающие решения" по обеспечению безопасности плавания судна с ориентацией на принцип "наилучших намерений" (Марковский и др., 2013). Целью нашего исследования является составление вероятностной оценки отношения близости наблюдаемых моделей навигационной ситуации, полученных на базе информации, поступающей лицу, принимающему решения, по двум независимым каналам: системе кругового визуального обзора (СКВО) и информационной навигационной системе. 2. Вероятностная оценка отношения близости двух моделей навигационной ситуации Принципиальная структурная схема системы наблюдения за окружающей навигационной обстановкой (см. рис.) включает систему кругового визуального обзора, информационную навигационную систему, отображающую текущую навигационную ситуацию, и лицо, принимающее и обрабатывающее поступающую информацию и выбирающее решение. При использовании системы наблюдений ЛИР должно соблюдать положения Международных правил предупреждения столкновений судов в море (1972 г.) (Гладышевский и др., 2008; Анисимов и др., 2009). В соответствии с этими положениями будем считать, что модели навигационной ситуации О„, поступающие к судоводителю из СКВО и информационной системы, можно представить в виде графа подобия, причем две вершины этого графа TvC'iv и C’kv сравнимы (Вагнер, 1972). Тогда близость моделей ситуаций как многокритериальных объектов можно оценить на вероятностном уровне. Для этой цели принимаем исходное предположение о том, что оценки моделей навигационной ситуации О„, равные С, и Ск, с равной вероятностью могут соответствовать любой из оценок по принятым шкалам используемых критериев в рамках структуры предпочтений ЛИР. Пусть шкалау-го критерия имеет t оценок (первая - худшая, t-я - лучшая), а оценка <9/ = I. Тогда 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz