Вестник МГТУ. 2015, №1.

УДК 656.614.3.073.23 : [629.5.018.717:629.543] С.О. Петров, С.А. Агарков Стратегия управления движением танкера на перекрестии S.O. Petrov, S.A. Agarkov Strategy of management of tanker movement in the crosshair Аннотация. Представлена концепция инновационной стратегии управления движением танкера при выполнении им сложного маневрирования на нефтяном терминале, находящемся в открытом море. Abstract. The concept of the innovation strategy of management of tanker movement has been presented, the tanker being performed the difficult maneuvering at the oil terminal in the high seas. Ключевые слова: перекрестие, инновационный способ, управление движением танкера Key words: crosshair, innovative method, tanker steering 1. Введение Экономическая эффективность освоения природных ресурсов на арктических шельфах северных регионов Российской Федерации связана с вопросами экологической безопасности при выполнении грузовых операций танкерами на нефтяных терминалах, находящихся на шельфе в открытом море. В процессе изучения данной проблемы разработан способ управления движением танкера, названный управлением на перекрестии. 2. Способ управления по отклонениям от перекрестия Стратегия управления движением танкера на перекрестии может быть использована при подходе к терминалу, но поскольку основные временные затраты имеют место в период погрузки нефти, то будем рассматривать маневрирование танкера именно в течение этого временного интервала. В данной стратегии определяющим элементом является прицельная точка, с которой связана прямоугольная система координат Л'ОГ. На диаметральной плоскости (ДП) судна выбраны две точки, которые максимально разнесены по длине: носовая (F). кормовая (Д). Введем расстояния от точек F и А до координатных осей ОХ и OY: dx/,. dxA. dvP, dvA (рис. 1). Далее будем пользоваться этими индексами для указания конкретной точки. Петров С.О., Агарков С.Л. Стратегия управления движением... Рис. 1. Определение отклонений при управлении на перекрестии Фактически эти расстояния показывают разность между соответствующими координатами (х или v) точек F или А и координатными осями. Они же являются координатами точек на носовой и кормовой частях корпуса судна в местной системе координат с центром в перекрестии и нужным 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz