Вестник МГТУ. 2015, №1.

Благинин В.А. и др. Результаты длительных натурных испытаний... Рис. 6. Изменение дуговых перенапряжений в ходе опытной эксплуатации УЗЗН: fMec- количество месяцев, прошедших с начала наблюдения за судном; С/тах - максимальные величины перенапряжений; АС/тах - снижение перенапряжений в результате включения УЗЗН, т.е. разность между наибольшими значениями перенапряжений при изолированной и комбинированной нейтралях Наличие тренда значений наблюдаемых величин тока ОЗ и максимальных перенапряжений определялось по критерию Дарбина - Уотсона, имеющему вид (Кремер, 2005): d= 2-[1 - Ж • ^ , ) В Д 2]. (2) где et - отклонение f-ro измеренного значения тока ОЗ от предполагаемого прямолинейного тренда. В выражении (2) величины d оказались равными: для Стах - 1.54; для Стт - 1.58 для перенапряжений в ЭЭС с изолированной нейтралью - 1.63; для перенапряжений в ЭЭС с подключенным УЗЗН - 1.65. Числу наблюдений за одной независимой переменной, равному десяти, соответствуют следующие критические значения dL = 0.73 и 7 = 1.33 (Кремер, 2005). По ним установлены промежутки внутри интервала [0; 4], показанные на рис. 7. Отсутствие автокорреляции ч л S о О и Ю И ш е 4 § £ </=1.54 О ^ = 0 73 <5^=133 4 - ^ = 2 . 6 7 4 - е /2 = 3 24 4 Рис. 7. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в результатах регистрации токов ОЗ Как видно из рис. 7, значение d для фазных емкостей попадает в интервал |<7,: 4 - б / , |. Это указывает на приемлемость гипотезы об отсутствии автокорреляции между значениями фазных емкостей электросистемы и об ее неизменности в ходе длительной эксплуатации судна. Аналогично числу наблюдений за перенапряжениями, равному 8, соответствуют граничные значения dL = 0.7 и dv = 1.36. Выполнение условия dL < d < dv также указывает на неизменность их максимальных величин в ходе опытной эксплуатации УЗЗН. Таким образом, при изменении режима нейтрали в ЭЭС достигается устойчивый эффект по снижению максимальных величин дуговых перенапряжений. 4. Заключение Опытная эксплуатация УЗЗН проводилась на БК "В. Албанов" в течение двух лет. В результате многократных проверок установлено следующее. 1. В бортовой электросистеме БК "В. Албанов" емкостные параметры корпусной изоляции остались неизменными. 2. Устройство защитного заземления нейтрали позволило значительно улучшить свойства бортовой ЭЭС как по величине тока глухого однофазного замыкания на корпус, так и по уровню максимальных величин дуговых перенапряжений. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz