Вестник МГТУ. 2015, №1.

Благинин В.А. и др. Результаты длительных натурных испытаний... УДК 629.12.066 В.А. Благинин, И.Е. Кажекин, В.М. Юсып, А.М. Москалюк, Д.П. Сиренко Результаты длительных натурных испытаний устройства защитного заземления нейтрали для судовых электросистем V.A. Blaginin, I.E. Kazhekin, V.M. Yusyp, A.M. Moskalyuk, D.P. Sirenko Results of long-term field tests of protective earthing device for vessel electric systems Аннотация. Приведены результаты длительных натурных испытаний устройства защитного заземления нейтрали, предназначенного для управления пожаро- и электробезопасностью судовых электросистем. Применение подобных устройств ограничивает до безопасных значений токи однофазных замыканий при одновременном снижении дуговых перенапряжений. Результаты длительных наблюдений за работой устройства в составе действующей судовой электроэнергетической системы подтвердили его эффективность. Abstract. The results of prolonged natural tests of protective neutral earthing device for controlling the fire and electrical safety of vessel electric systems have been shown. The use of such devices provides safe single-phase fault currents and reducing arc overvoltage during the long-term operation of a ship. The results of long-term monitoring of the device operation as part of the existing vessel electric power system have confirmed its effectiveness. Ключевые слова: пожаро- и электробезопасность, электроэнергетические системы, режимы нейтрали, устройство защитного заземления нейтрали Key words: fire and electric safety, electrical power systems, modes of neutral, protective device of neutral grounding 1. Введение Анализ данных Российского морского регистра судоходства, опубликованных в (Шурпяк, 2010), показывает, что средний возраст судов, находящихся под его наблюдением, к 2010-2011 гг. должен превышать 25 лет, а к 2011-2014 гг. - 27 лет. Такой беспрецедентный износ и дальнейшее стремительное старение флота обусловлены тем, что за последние два десятилетия в его состав практически не поступали новые суда. В результате подавляющее большинство действующих сейчас судов превысило расчетные сроки эксплуатации. Аналогичное неблагоприятное положение сложилось и в рыбопромысловом флоте (РПФ), который уже почти на 100 % состоит из судов, исчерпавших свои нормативные сроки эксплуатации. Обновление РПФ при его численности около 3.4 тыс. единиц в ближайшие годы представляется недостижимой целью. Оно затрудняется целым рядом фундаментальных причин: отсутствием достаточного задела в области оценки доступных объектов и объемов промысла, необходимых судостроительных мощностей; современной береговой инфраструктуры; недостатком квалифицированных кадров и пр. В целом для обновления флота потребуются огромные средства и значительное время, вероятно, не менее 7-10 лет. Поэтому следует ожидать, что в ближайшие годы отрасль будет вынуждена использовать на промысле большое количество судов со значительным сверхнормативным износом. Это неизбежно скажется на аварийности флота, что в свою очередь приведет к ухудшению экономических результатов хозяйственной деятельности рыбопромышленных предприятий. Таким образом, износ флота и угроза роста его аварийности могут стать важными факторами, сдерживающими дальнейшее увеличение вылова рыбы и накапливания средств для технического перевооружения и дальнейшего развития рыбохозяйственной отрасли. Особую тревогу вызывает возможное увеличение риска возникновения самых тяжелых по своим последствиям видов морских аварий, приводящих к кораблекрушениям и человеческим жертвам. Они могут иметь не только экономические, но и серьезные социальные последствия для рыбопромышленных регионов страны. К числу наиболее тяжелых аварий безусловно следует относить случаи возникновения обширных судовых пожаров. Очевидно, что в сложившихся условиях задача предотвращения пожарной аварийности рыбопромыслового флота становится одной из наиболее острых и самых неотложных задач 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz