Вестник МГТУ. 2019, Т. 22, № 2.
Вестник МГТУ. 2019. Т. 22, № 2. С. 249-257. DOI: 10.21443/1560-9278-2019-22-2-249-257 снизилось. Среднее время реакции тюленя 3 за период данного этапа изменялось незначительно и соответствовало средним показателям предыдущих этапов (рис. 10). (И—|----- 1 ------ 1 ----- 1 ------ 1 ------ 1 ----- 1 ------ 1 ----- 1 ----- 1 ------ 1 ----- г 1 2 3 4 5 й 7 8 9 10 11 12 Номер исследования И Тюлень 1 □ Тюлень 3 □ Тюлень 2 В Тюлень 4 Рис. 10. Среднее время реакции при добавлении второго неподкрепляемого сигнала Fig. 10. Average reaction time while adding the second non-reinforced signal Заключение В результате проведенных экспериментов можно сделать вывод о том, что звук работы двигателя внутреннего сгорания (техногенный шум) на уровне 60-70 дБ является для серых тюленей воспринимаемым звуковым стимулом и не вызывает заметных физиологических нарушений. При первой демонстрации звукового раздражителя отмечалось изменение поведения тюленей, характерное для реакции избегания нового неизвестного стимула; в дальнейшем такой реакции у подопытных тюленей не фиксировалось. Следует отметить, что время отклика на появление внешнего стимула зависит от индивидуальных и, по- видимому, возрастных особенностей серых тюленей, так как среднее время реакции двухлетних животных было ниже, чем 12-летних. Экспериментальные работы показали возможность и преимущества применения современных средств обработки информации и автоматического управления при исследовании сенсорных способностей ластоногих. Ранее при изучении цветового зрения (Ишкулов и др., 2013; Войнов и др., 2013) и обоняния ( Войнов и др., 2013; Литвинов и др., 2018) тюленей, содержащихся в аквакомплексе ММБИ, применялся метод "выбор из двух" ( Nigam, 2006): по команде тренера тюлень должен был выбрать ранее подкрепляемый предмет из двух демонстрируемых. Данная методика не позволяла оценить время реакции животного на предъявляемый стимул, а также не исключала влияние экспериментатора на поведение исследуемого тюленя. При применении методики "стимул - реакция", когда тюленю в один момент времени демонстрировался только один стимул (или его отсутствие), и современных устройств обработки информации, более точно фиксирующих время реакции тюленя на действие стимула и исключающих влияние человеческого фактора на ход эксперимента, стало возможным оценить динамику формирования условного рефлекса на звуковой раздражитель, а также дифференцировочного условного рефлекса (при применении одномодальных стимулов). Библиографический список 1. Богословская Л. С., Солнцева Г. Н. Слуховая система млекопитающих: сравнительно-морфологический очерк. М. : Наука, 1979. 240 с. 2. Войнов В. Б., Зайцев А. А., Литвинов Ю. В., Михайлюк А. Л. [и др.]. Сенсорные возможности арктических тюленей в морских биотехнических системах // Вестник Южного научного центра РАН. 2013. Т. 9, № 4. С. 87-95. 3. Ишкулов Д. Г., Михайлюк А. Л., Пахомов М. В. Особенности цветовосприятия у серых тюленей // Вестник Кольского научного центра РАН. 2013. № 4(15). С. 84-90. 4. Литвинов Ю. В., Пахомов М. В. Исследование обоняния серых и гренландских тюленей с помощью метода оперантного обучения // Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 2. С. 336-343. DOI: https://doi.org/ 10.21443/1560-9278-2018-21-2-336-343. 5. Матишов Г. Г., Войнов В. Б., Вербицкий Е. В., Михайлюк А. Л. [и др.]. Морские млекопитающие в биотехнических системах двойного назначения. Мурманск : ММБИ КНЦ РАН, 2010. 131 с. 6. Пахомов М. В., Михайлюк А. Л. К вопросу о воздействии акустических шумов на физиологическое состояние кольчатой нерпы (Pusa hispida) // Морские млекопитающие Голарктики : сб. науч. тр. по материалам шестой междунар. конф., Калининград, 11-15 октября 2010 г. Калининград : Капрос, 2010. С. 470-471. 7. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Психология как наука о поведении / Дж. Б. Уотсон. М. ; Назрань : АСТ, 1998. 701 с. 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz