Вестник МГТУ. 2019, Т. 22, № 2.

Вестник МГТУ. 2019. Т. 22, № 2. С. 249-257. DOI: 10.21443/1560-9278-2019-22-2-249-257 опытов было установлено, что тюлени 1, 2 и 4 к 2-4-му опытам начинали самостоятельно занимать позицию рядом с педалью и ожидать подачи сигнала, в то время как тюлень 3 продолжал свободно плавать по вольеру. Таким образом, в ходе эксперимента стало возможным установить среднее время реакции на звуковой стимул для тюленей 1 (2,83 с), 2 (3,32 с) и 4 (3,41 с). Время реакции тюленя 3 зависело от того, где в момент подачи звукового сигнала он находился. Рис. 5. Доля верных ответов при обучении Fig. 5. Proportion of correct answers when learning Рис. 6. Среднее время реакции при обучении Fig. 6. Average reaction time when learning При введении второго неподкрепляемого звукового стимула (рис. 7) доля верных выборов у всех животных в первом опыте значительно снизилась до уровня случайного угадывания, но в последующих опытах наблюдался линейный рост доли правильных результатов, достигая 90-100 % в течение 7-9-го опытов (после 140-200 предъявлений стимула). 1 30­ Ч 20­ 10- — Т--------1--------Т--------1--------1------- Т--------1--------Т--------Г--------1-------- 1------- Т— 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Номер исследования И Тюлень 1 □ Тюлень 3 □ Тюлень 2 В Тюлень 4 Рис. 7. Доля верных ответов при добавлении первого неподкрепляемого сигнала Fig. 7. Proportion of correct answers while adding the first non-reinforced signal 253

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz