Вестник МГТУ. 2019, Т. 22, № 1.

Вестник МГТУ. 2019. Т. 22, № 1. С. 64-71. DOI: 10.21443/1560-9278-2019-22-1-64-71 Путь H(t), проходимый частицей, можно рассчитать с учетом времени падения капель керосина с различными радиусами посредством интегрирования выражения (3): t + 1 -»« 1 t —e — b b (5) Район между двумя ближними приводными радиомаяками аэродрома является приаэродромной территорией. Высоту самолета1над ближними приводными радиомаяками следует принять равной 100 м [11], поэтому Нтах = 100 м. Время tR осаждения капель керосина с различными радиусами с высоты 100 м устанавливается по выражению (5). Значения tR, определяющие наибольшую возможную дальность разлета капель керосина, указаны в таблице, приведенной выше. Скорость горизонтального разлета частиц керосина uR за время осаждения t можно найти по известному выражению [10]: 6п p B r 1- 1,5 - р„Я р в U 1 3п +— t R (6) где и± = 4 м/с - среднегодовая скорость ветра, перпендикулярного взлетно-посадочной полосе на высоте 100 м [11]; рв= 1,2 кг/м3- плотность воздуха при нормальных условиях; п = 1,8 •10-5 Пас - коэффициент динамической вязкости воздуха; tR - время осаждения частиц керосина радиусом R, с высоты Hwx. Дальность разлета капель керосина радиусом Rt перпендикулярно взлетно-посадочной полосе рассчитывается по формуле SR = и RtR. Результаты расчетов приведены в таблице, приведенной выше. Из таблицы следует, что крупнодисперсные капли керосина осаждаются вблизи границы взлетно­ посадочной полосы на расстоянии до 3,5 м от ее края; среднедисперсные капли разлетаются на расстояние до 90 м; мелкодисперсные - на большие расстояния до 2,3 км. Масса керосина, выброшенная с самолета на приаэродромную территорию, в i-й градации равна mt = PjM, где М - общая масса керосина, выброшенная на приаэродромную территорию; Р, - вероятность реализации i-й градации. Верификация прогностической модели в ходе экспериментального исследования загрязнения грунтов аэродрома "Балтимор" Для верификации разработанной модели было рассмотрено влияние выбросов самолетов Су-27 на загрязнение грунтов приаэродромной территории аэродрома "Балтимор", расположенного на окраине Воронежа [7; 12]. Ближайшая точка полевых наблюдений располагалась на расстоянии 100 м от края взлетно-посадочной полосы, далее пробы отобраны с шагом 300 м (рис. 3). Кра пдк 2(1 12 1 . 1 □ - расчет 2 ♦ - эксперимент \ 4 □ □ ♦ ♦ с ► ♦ ▼ □ У. м 103 50» 1СОО 1500 2000 2500 Рис. 3. Расчетное (1) и экспериментально установленное (2) содержание керосина в грунте в зависимости от расстояния от взлетно-посадочной полосы Fig. 3. Calculated (1) and experimentally determined (2) kerosene content in soil depending on the distance from the runway Авиационные правила АП-34. Охрана окружающей среды. Эмиссия загрязняющих веществ авиационными двигателями. Нормы и испытания. М., 2003. 99 с. е \ 2 и 1 = 2 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz