В бой за Родину. 1942г. Ноябрь
2. В БОЙ ЗА РОДИНУ 14 ноября 1942 г. № 90. ОТЛИЧНО Атака отбита Задание было обычное — сопровож дать транспорты. Корабль снялся с яко ря я лег на боевой курс. Поход начался в условиях густой облачности, с редкими разрывами. Обла ка спускались до 200 метров. Сила вет ра — б - б баллов, волна - - 4 - 5 баллов. Через четверть часа после начала похода и з - з а облаков полнился немец кий пикирующий бомбардировщик. Появ ление непрошенного „гостя“ было заме чено бойцами орудийного расчета стар шины 2 статьи Лишеико, Сигнал боевой тревоги призвал рас четы к орудиям и пулеметам. Но враг, показавшийся на большом расстоянии, скрылся, не пытаясь приблизиться к кораблю. Наблюдение за воздухом усилилось. Самолет врага, скрывшийся в облаках, вынырнул вблизи транспортов. Это было как раз в такой момент, когда корабль приближался к узкому проходу, где труд но было маневрировать. Нужно было быстро и всей мощью огня обрушиться на врага, чтобы не допустить его к тран спортам. Эту задачу выполнили зенитчи ки-автоматчики старшин 2 статьи Ли- шешео и Бурмеико, пулеметчики Чугин и Стерхов. Но этим не кончился бой. Отогнан ный метким зенитным огнем от транспор тов, враг держался в стороне, в зоне, недосягаемой для артиллерийского огня. Он ждал удобного момента, чтобы снова атаковать транспорты. Скоро он скрыл ся в облаках, а через мпнуту-две снова вынырнул недалеко от корабля. Но ему не удалось сбросить бомбы на транспор ты. Зенитчики-автоматчики быстро дали знать силу своего меткого огня. Пытаясь во что бы то пи стало ата ковать ігшш транспорты, немец появил ся третий раз. По его и на этот раз по стигла такая же неудача, как и в пер вый и второй раз. Спасаясь от мощного зенитного огня, он вынужден был свой самолет повернуть па обратный курс, не успев сбросить ни одной бомбы. Атаки врага были отбиты. Корабль продолжал путь, конвоируя транспорты в пункт. ШУНГИН. Чтобы сделаться хорошим мо ряком, надо подолгу оставаться в море и этим приобрести при вычку быть между небом и во дою и считать море своим до мом. Адмирал С. 0 . МАКАРОВ. МОРЕ Широко ты, морюшко родное! Эх, как широко! И краю нет! Ты шумишь, бушуешь предо мною И пройдут еще мпльоны лет, Ты таким яге будешь великаном, Может быть, изменятся черты И не Ледовитым океаном, Может, называться будешь ты... Я люблю тебя любовыо сына — Чем ты строже, тем люблю сильней. Зыбких вод кипящая равнина Будет вечно в памяти моей. Только ты сегодня не такое. Что с тобой? Скажи мне, что таишь? Нет, не прежней ты — другой волною На утесы, на берег летишь. Словно горем тяжким ты убито. Где осталась прежняя краса? Рыщут, рыщут по морю бандиты Рвется даль, грохочут небеса. Морюшко! О, морюшко родное! Много бед принесено войной. Вижу я : ты гневное и злое Леденящей блещешь глубиной. Так вставай же ты пучиной мглистой, Ярость бурь на варваров бросай! Ни за что поганым пс ам -ф аши с т ам Не топтать мой заполярный край! ...А когда затихнет грохот боя, Встретим мы победную зарю. Вот тогда, студеное, с тобою Обо всем уж я поговорю. Только помин: бой еще не кончен — Враг силен, жесток, неумолим... Дни встают и хмуро ходят тучи Над твоим простором ледяным. Злее будь! Бросай валы - громады, Обжигай морозом и огнем, Чтобы в страхе издыхали гады. Мы же, моряки, перенесем! Старший краснофлотец Петр ОД И НО КОВ. Корабль Н. выполнял в море важное боевое зада ние. С неослабевающей си лой дул норд-вестовый ве тер. Корабль сильно броса ло с борта на борт, по па лубе прокатывались потоки воды. Но моряки мужест венно переносили труднос ти штормового похода. Исключительно высокое боевое мастерство в этом трудном походе показал личный состав пятой боевой части. На переходе было отмечено появление повы шенной солености конден- санта. Всякое промедление привело бы к тому, что ко рабль мог потерять ход, выйти из строя, не выпол нив до конца боевого зада ния. Люди знали это и ра ботали не покладая, рук. Инженер - лейтенант Бар- Ков молодой и : энергич ный командир — совместно с младшими командирами быстро определил причину ненормальности. Оказалось, что главный холодильник зас аливал ко ндеисат. Теперь предстояло самое главное —■ практическая ра бота по устранению соле ности. Одну машину приш лось остановить, но маши нисты другой работали так, что корабль шел прежним ходом, точно выдерживая свис место в конвое. Инже нер-лейтенант вызвал стар шину 2 статьи Мартынова: — Устранить соленость конденсата поручаю вам. Надеюсь, что повреждение будет устранено к указан ному сроку. — Постараемся сделать это раньше срока, — заве рил командира Мартынов. Машинистам Кирпиченко и Фадееву, которые были выделены' на эту работу, Мартынов сказал: —■Нам предстоит выпол- нить очень трудную рабо ту на ходу. Покажем, ребя та, на,что способны совет ские матросы... I Работа кипела в рук ах моряков. Под руководством Мартынова машинисты Кир- ниченко и Фадеев вскрыли холодильник и опресовали его. Предположение о при чине солености оправда лось. Б ы с т р о з а г л у ш и в трубки, в которых была об наружена течь Мартынов, Кирпиченко и Фадеев вновь собрали холодильник, и ма шина была готова дать лю бой ход. Повышенная соле ность конденсата была у с т ранена на 8 часов раньше установленного срока. Вы полнив задание, корабль благополу чио возвратился в базу. Высокое воинское мастерство старшины 2-й статьи Мартынова, м аши нистов Кирпиченко и Фа деева обеспечило у сп ех по хода в трудных штормовых условиях. Мастерами своего дела, оказались и трюмные маши нисты. Во время шторма корабль ложило с борта на борт., что создавало опас ность. Надо было создать падежную остойчивость. По разрешению командира ко- Стрельба накачке Умение метко пораясать цель во время к ач ки—цен ное качество краснофлот цев орудийного расчета. Дости г а е т ся это система тическими тренировками во время пребывания в море, особенно когда дает о себе знать качка. Однажды наш корабль конвоировал караван судов. В этот день д у л норд-вест и волнение моря доходило до 6 баллов. Корабль силь но качало , а временами по токи воды з алива ли полу бак. Вдру г си гнальщик К у лаков доложил командиру: — Прямо по ку р с у , плава ющая мина! Чтобы быстрее очистить пу т ь каравану , командир прика з ал нашему р асч ету р а с с тр е л я т ь мину. Навод чики І Іазарин и Голубев, установщик прицел а Иванов быстро заняли свои места. Кил е в а я и бортовая качка очень з а т р у дн я л а работу р а счет а . Дали первый вы стр ел — Перелет, второй — большой недолет. Так мы изра сходовали несколько снарядов. Жалко было •расходовать столько бое- заш са на одну мину. Это чувствовалось и по настро ению бойцов, но мину надо было уничтожить во что бы то ни стало. Одним из удач ных попаданий мина была взорвана. В этот раз стрельба по мине по с лужил а для нас очень поучительным уро ком. Я заметил, что комен доры были явно не в духе. раб ля , трюмные машинисты Мультяев, Певцов и Воро нецкий освободившиеся нефтяные цистерны запол ня ли забортной водой, под- деряшвая этим наибольшую остойчивость при сильных кренах данного корабля. Эту работу они выполнили быстро и умело, проявляя смекалку и находчивость. Р е з ул ь т а ты этой работы бы ли таковы, что даже в са мый сильный шторм ко рабль с меньшим креном ложило на борт. Ходовая вахта у машин и котлов во время шторма бывает очень трудной. При задраенных люках в котель ном и машинном отделе ниях стоит жара , а при сильных кренах зачастую трудно у с т о я ть на ногах. Однако машинисты наше го корабля бывалые моряки. В любую к а ч к у они обес печивают кораблю нужный ход, бдительно несут ходо вые вахты. Старшина 1 бтатьи В. ПЕЛЕВИН , Ведь расчет огнем своего орудия не один ра з умело отражал на л е ты фашис т ской авиации, а тут выяви лось то, чему меньше все го мы у д е л я л и до сих пор внимания. Не отходя от орудия , мы подробно разобрали весь процесс стрельбы , к концу которой у меня уж е сложи ли с ь в голове некоторые выводы. Стало ясно, что при стрельбе в условиях качки у сп ех меткого выст р е л а решают, наводчики. Все мы пришли к выводу, что наводчики должны знать и правильно выбирать мо мент для производства вы стрела . Если , например , вы стрелить , когда цель падает вни з—снаряд пойдет мимо, на гребне волны — тоже. Вернее всего давать выст р е л , когда це ль поднимает ся с нижнеи мертвой точ ки к верхней. Кроме того, обменялись меяеду собой мнениями как л учше у ч и тывать положение корабля во время стрельбы. Д л я себя, как командира орудия , я тоже сделал со ответствующие в ы в о д ы . Вскоре нам пришлось на деле проверить свои новые способы. Не у спели мы пройти и 5 миль, как на водчик нашего орудия На- зарин первым на корабле обнаруясил вторую плаваю щую мину. Снова командир прика з ал нам р а с с тр е л я т ь „немку11. Мина п ерекатывалась с одной волны на другую. Только виртуо зн ая работа наводчиков могла обеспе чить меткое попадание. П ер вый снаряд снова у п а л не долетом. Даю поправку сна ряд ложит ся с небольшим недолетом. Учитываем все ранее допущенные ошибки и от меткого попадания фа шист ска я мина в зл е т а е т на воздух. Наводчики Назарин и Голубев выбрали момент, когда мина с нижней мерт вой точки н а ч а л а поднимать ся на гребень волны, хоро шенько п риц е ли ли с ь и у с пех был обеспечен. На вто рую мину мы расходовали л и ш ь . несколько снарядов. Обнаружив и уничтоясив плавающие мины, мы обес печили безопасность пути , по которому следовал к а р а ван. С дру гой стороны, это очень многому научило наш р а сч е т : мы. приобрели цен ный опыт в с трельбе по над водным це лям в у сл о ви я х сильной качки . Старшина 2-й. статьи С. К А Р П О В . Ответ, редактор Г. С. НИКОЛАЕВ. К 8134. Адрес редакции: 1 1 4 5 полевая почта, часть 15610 Заказ № 190.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz