В бой за Родину. 1942г. Июль
2. В БОЙ ЗА РОДИНУ 5 ИЮЛЯ 1942 Г. № 58. Б О Е В А Я ЗАКАЛКА Год тому назад к нам на ка т ер п риш е л р адис т -ком сомолец Большаков . Свою сп еци ал ьно сть он знал пло хо. Но он горел желанием как можно скорее овладеть сложной радиоаппаратуроіі, обеспечить работу поручен ного боевого поста. Жел а ние , упорс тво и настойчи вость' преодолели все труд ности . Б о е в а я выучка Боль ш а к о в а повышалась изо дня в день , из месяца в ме сяц . Ч е р е з полгода т. Боль шаков с т а л хорошим ра дистом. ...Катер уходил на вы полнение боевого задания. К р а д и с т у Большакову по д ош ел командир. — Справитесь сами, без подмоги? — спросил он ра диста . — Справлюсь , — ответил тов. Большаков . И он справился . В тече ние к р у г лы х суток нес он боевую радиовахту , рабо т а л без единой заминки, без единого искажения в пе р ед ач е п приеме. И даже тогда , когда катер подверг с я сильному обстрелу воз душных налетчиков , радист Б ол ьш а к о в работал четко, уверенно , отлично. Комсомолец Большаков аа коротки іі срок подгото вил еще одного радиста кр аснофлотца Донцова. Он передал ому весь свой опыт и знания . Сейчас тов. Дон цов самостоятельно несет радиовахту . Мастер своего дела, он вырос и з а к а ли л с я в гроз ные дни великой отечест венной войны. В. ТАЛА ЛАЙ— Секре тарь бюро ВЛКСМ. М А С Т Е Р СВ Корабль, на котором слу жит старшина 2 - й статьи коммунист Александр Яв- тушенко, прошел уже боль шой и славный боевой путь. Такой же путь прошел и Ал екс андр Ь 1втуш е іігго. Суровы были испытания для радиста. Он выдержал их с честью, не дрогнув перед врагом. ...В открытом море на ко рабль шли вражеские бом бардировщики! Экипаж ко рабля, в котором каждый действовал хладнокровно и мужественно, продолжал выполнять боевое задание, отбивая атаки врага с воз духа. В эти напряженные ми нуты жестокой схватки с фашистскими стервятника ми стойкость и высокое бое вое мастерство п о к а з а л старшина 2-й статьи Явту- шенко. Воздушные бандиты бро сали бомбы, стараясь у г а дать маневр корабля. Уме ло маневрируя, корабль О Е Г О Д Е Л А ушел из-под бомб. Одна из бомб взорвалась недалеко от борта. Взрывная волна вывела из строя радиопри емник. Старшина 2-й статьи Явтушенко быстро у с т р а нил повреждения в прием нике и в зялс я за передачу боевых донесений. Дру гой раз огнем враже ского самолета была пере бита антенна. Связь прек ратилась, по не на долго. Я в тушенко, не дожидаясь окон чания боя, в зялс я за у с т а новление новой антенны. Через несколько минут на рушенная связь была вос становлена. Каждый бой, который ве дет корабль, — это новая демонстрация высокого бо евого мастерства старшины 2 -й статьи Явтушенко. Он любит свою специальность, постоянно совершенствует свои знания, несмотря на напряженные вахты в р а диорубке. Старшина 2-й статьи Мих. Ю Щ Е Н К О . Молодые Молодые радисты красно флотцы Григорьев, Кондра- шев и другие недавно окон- іили школу связи. У них неплохие теоретические знания по радиотехнике, но нет опыта практической ра боты. Чтобы помочь им как можно быстрее стать полно ценными специалистами, мы прикрепили к ним опытных радистов. С пер вых дней прибытия р е г у лярно ставили их на вах ту в качестве подвахтен ных вместе с прикреплен ными товарищами. Отличник Михаил Соко лов в часы несения вахты радисты помог Григорьеву овладеть материальной частью аппа ратуры, научил его упр а в лять передатчиком. Сейчас комсомолец Григорьев мо жет отрегулировать и пос тавить на работу р е л е - м а нипуляцию, запустить лю бую аппаратуру . Выполняя советы и у к а зания старших товарищей , тт. Григорьев, Кондрашев и дру гие успешно овладе вают специальностью ра диста. Они уж е могут сто ять самостоятельную бое вую радиовахту. В. МИХАЙЛОВСКИЙ (ІІо сообщениям Совинформбюро за 3 и 4 июля 1942 года) Б Д И Т Е Л Ь Н О С Л Е Д И ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ МОРЯ! В течение 3 июля на К у р с к о м направлении наши войска отр ажали крупные и ожесточенные танковые атаки немецко -фашистских войск. Противник несет ог ромные потери . З а день бо ев уничтожено более 250 танков и свыше 15.000 не мецких солдат и офицеров. На Б е л г о р о д с к о м и В о л ч а и с к о м направле ни ях наши войска отража ли атаки противника. После восьмимесячной ге роической обороны наши войска оставили С е в а с т о п о л ь . На д р у г и х участках фрон т а существенных измене нии не произошло. З а 2 июл я частями на ш ей авиации на различных у ч а с т к а х фронта уничтоже но или повреждено до 5 не мецких танков , свыше 200 автомашин с войсками и грузами ,» подавлен огонь 6 батарей полевой и зенит ной ар тиллерии , взорвано 3 с к л ад а с боеприпасами, сожжены 13 автоцистерн и бензозаправщиков, рассея но и частью уничтожено до 2 -х батальонов пехоты про тивника. На одном из участков Вол- чанского направления нем цы бросили в атаку против наших войск до 100 танков. Наши танкисты и броне бойщики стойко встретили вражеские машины. В р е зультате их боевых дейст вий на поле боя осталось несколько десятков подби тых и горящих немецких танков. -Н а одном из участков Белгородского направления крупные силы пехоты про тивника, поддержанные тан ками, пытались прорвать на шу оборону. Наши войска отбили атаку немцев и на несли им большой урон. На другом участке артилле ристы и танкисты уничто жили 27 танков и свыше 500 солдат и офицеров про тивника. В течение 4 июля на К у р с к о м направлении наши войска вели тяжелые бои против танков и пехо ты противника. На одном из участков этого направ ления наши войска отошли и з аняли новые позиции. На Б е л г о р о д с к о м и В о л ч а н с к о м нап равлениях продолжались упорные бои с противни ком. На дру гих уч астках фрон та существенных измене ний не произошло. За 3 июля частями на шей авиации на различных участках фронта уничтоясе- но или повреждено нес колько десятков немецких танков, более 200 автома шин с войсками и грузами , взорвано 3 склада с бое припасами, подавлен огонь 5 артилл ерийских батарей, рассеяно и частью уничто жено до 5 рот пехоты и эскадрон конницы против ника. На сигнальщиков возло- жено наблюдение за поверх ностью моря, чтобы обеспе чить безопасное плавание наших кораблей и исклю чить возможность неожи данного нападения фашис т ских самолетов, кораблей и подлодок. От сигнальщика , стоящего на вахте, зависит точное и своевременное об- наружение появившегося противника. В газете „Северная вах- т а “ в свое время расска зы валось о том, как корабль командира Киреева потопил фашистскую подводную лодку. Это произошло бла годаря бдительному не се нию вахты по наблюдению за морем. В таких сл уч а ях секунды имеют громадное значение: кто первым заме тит противника, тот первый применит оружие. Сигнальщики должны пом нить, что не ль зя ни на се кунду задерживать доклад о замеченном. Особенно важ но быстро и без задержки докладывать в условиях плохой видимости и ночыо, так как в этих с л у ч а я х все замеченное обычно появ ляе тс я в непосредственной близости от корабля. Находясь па вахте, си г нальщик обязан вести неп рерывное наблюдение з ам о ром и воздухом ,зорко смот реть за всем появляющим ся: кораблями , дымами, шлюпками, ракетами. Нельзя оставлять без вни мания никакие предметы, плавающие на воде, так как под безобидным боченком или ящиком может быть скрыт перископ. В прошлую империали стическую войну был такой случаи : немецкая подвод ная лодка подошла к ан глийскому кораблю на дис танцию торпедного залпа, замаскировав свой перископ ящиком из-под мыла. Выпу щенной торпедой корабль был потоплен. На ан глий ском корабле наблюдатели заметили дгцик, но не при дали значения тому, что он плыл против течения. Чтобы командир мог при нять правильное и быстрое решение, доклад си гналь щика или наблюдателя дол жен быть исчерпывающим. Так, если си гнальщик до ложит, что видит торпеду (ее можно обнаружить по воздушным пузырям , остав ляющим характерный след), но не доложит, с какого бор та и на каком р асс тоянии он ее видит, — командир не бу дет знать, куд а повернут^ корабль, чтобы уклони ться от торпеды. Сигнальщик должен докладывать , с к а кого борта, на каком кур совом у г л е и на каком рас стоянии замечена торпеда. Например , „курсовой угол правого борта 30 градусов , в р асс тоянии 5 кабельтовых след торпеды" . Д л я того, чтобы на пре дельной дист анции опре делять , что за корабль по я ви л с я на видимости, нуж но и з у ч и т ь и знать с и лу э ты кораблей как с в ои х ,т а к и противника. Незнание си луэтов кораблей может при вести к печальным послед ствиям. В 1916 году , в Чер ном море, ру с с ки й линей ный корабль „Императрица Мария“ был атакован диви зионом своих миноноцев, которые прин я ли его за не мецкий линейный крейсер „Гебен“ . В Цусимском бою 15 мая 1905 года русский крейсер „Владимир Моно мах" дважды открывал огонь по своим миноносцам „Бедовому“ и „Громовому41, приняв их за японские. Во время войны надо пом нить, что противник бз^дет стараться з а трудни ть нам определение кла с сов своих кораблей , применяя р а з лич ные способы маскировки. В 1914 году германский крейсер „Эмден“ поставив фальшивую четвертую тру бу, что придало ему сход ство с английским крейсе ром „Я рм у т “, з аш е л под английским флагом во фран цу зский порт Пенанг и уто пил стоявший в п о р т у крей сер. Выходя из г авани , „Эм- ден“ в стр етил дозорный ми ноносец „Мускэ“, который не сумел р а з г а д а т ь хитрос ти вр а г а и с т ал его жерт вой. Так , и з - з а отсутствия бдительного наблюдения погибло два боевых кораб ля. Когда ч е р е з несколько дней „Эмден“ пы т а л с я пов торить свой н але т , но уже в районе Кокосовых остро вов, хитрость вр а г а была обнаружена дозорными ко раблями . Личный состав за метил , что наклон у од ной из труб (фальшивой) был несколько иным, чем у остальных . Бди т ел ьн о е не сение вахты на дозорных кораблях предотвратило ‘атаку противника . Наблюд ение должно быть непрерывным , быстрым, бди тельным. Только так мож но обеспечить командиру выполнение боевых задач, пос тавленных командовани ем. К апи т ан 3-го ранга В. СЕВАСТЬЯНОВ. Р е д к о л л е г и я К 2 891.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz