В бой за Родину. 1945 г. Ноябрь.

l fw,- 18 н о я б р я 1945 года . № 36 , _ Советские артиллеристы—гордость народа Грознаяустрашающаясила Капитан 3-го ранга П. СОЛКО, Артиллерист должен знать не тфіько современную артиллерий скую тех иигсу, но п'ее историю пути ее развития. Впервые цуги ка появилась в Греции в (>73 году. 'Іто она собой представ ляла? Снаряд вкладывался в трубу, имевшую также отверстие для фитиля. Последний был ирошітан "составом, ..который при горении создавал большой бъем газов—их эиергия выталкивала снаряд из трубы. Сам снаряд был начинен каким-то слабым взрывчатымвеществом,т.н. «гре­ ческимогнем». Его нельзя было залить водой, наоборот, она спо­ собствовала его распростране­ нию. Для кораблер и вообще для деревянных сооружений этот огонь был губителен. . Много летпрошло пока не поя­ вилось новое, более совершен­ ное средство. В XII веке появ­ ляется изобретенный арабами порох. Изобретение пороха, как метательного вещества, ускорило процесс совершенствования ма­ териальной части артиллерии— вместо ранее существовавшей трубы Появляется пушка, сос­ тоявшая из, ствола и каморы. Стволыготовились из сварных листов железа, а сверху одева­ лись обручи. Стволы были ко­ роткие, без парезов. 1! XV веке появляется литая бронзовая пушка. В это время итальянский математик Тартальн закладывает основынауки об ар­ тиллерийской стрельбе— балис­ тине. В XVIіI веке, с усовер­ шенствованием литейного дела, мушки уже отливаются из чу­ гуна. Чугунная пушка, как бо­ лее прочная, вытеснила брон­ зовую. Весь последующий век мысль коиструктороз была за­ нята увеличением дальности по­ лета снаряда, путем удлинения стволаиподборалучших иорохов. Во второй половине XIXвека пушка уже отливается изстали, постепенно меняется ее кон­ струкция. Появляется снаряд, снаряженный мощным взрывча­ тым веществом —на смену чер­ ного пороха приходит бездымный. Большое, внимание развитию артиллерии в нашей стране уде­ лял Петр 1. С его именем свя­ зано начало развития артилле­ рийской техники в России. Бла­ годаря заботам Петра, руская артиллерия сыграла исключи­ тельную роль припереходе Су­ ворова через Альпы. Артил е­ рия была решающей силой при Бородинском сражении, прираз­ громе Наполеона на р. Берези- не. В койне ХІХ века русский профессор Маевекий внес бога­ тый теоретический вклад в дело дальнейшего развития отечест? ленной артиллерии. Но особенно бурное развитие артиллерийско­ го оружия началось с победой Октябрьской Социалистической революции. Вождь народа вели­ кий Сталин разработал и осу­ ществил грандиозную програм­ му перевооружения артиллерии па новой, современной техни­ ческой базе. Сталинские пяти­ летки дали нашей Красной Ар мни и Флотумного новыхар тил ерийских систем, отвечаю щихсамым высоким требовани­ ям войны. Паша современная совете кая артилерия, одер жав­ шая решающую победу над пе- мецко-японскимизахватчиками, совершенно не похожа па ар­ тиллерию старой царской Рос­ си. Артиллерия Красной Ар­ мии и Флота, особенно в пос­ ледний период Отечественой войны, по мощи своего огня представляла собой грозную, устрашающую силу, способную снести все препятствия на сво ем 'пути.Она во много раз пре­ восходила немецкуюартиллерию. Фашистыубедились в этом, ког­ да нашаартиллериягромилаих крепость Кенигсберг, когда мы перешли в решающее наступле­ ние на Берлин. О масштабах выпуска орудий в нашей стра­ не можно судить но такому примеру: один лишь-Уральский заводимени Сталина за время войны выпустил 100.000 ору­ дий. А сколько таких заводов в Советском Союзе ? Наша артиллерия оснащена всеми новейшими приборами, позволяющими вести огонь в любую погоду, в любое время суток и года. Наша сталинская артиллериястреляет в два раза дальше, чем артил ерия периода первой мировой войны. Живу­ честь нашей советской артилле­ рийской техники в 5—8 раз выше старой царской. В несколь­ ко развозросла р зрушительная силаснаряда. Советский народ вручил нам эту сложную, дорогую, много­ гранную технику. Мы не плохо освоили ее. Наши артиллеристы успешно громиливрага на су­ ше, На море и в воздухе. Со­ ветская артиллерия внесла ог­ ромный неоценимый вклад вде­ ло победы над немецко-фашист­ скими захватчиками. Теперь, когда война законче­ на и многие наши краснофлот­ цы, старшины и сержанты •— участники войны—возвращают­ ся кмирному труду,—перед мо­ лодыми бойцами стоит исклю­ чительной важности задача — перенять опыт и знания старших товарищей, освоить и управлять артиллерией так же, как освои­ ли и. управляли ею наши луч­ шие артил еристы. Задача эта трудная,- новполне выполнимая. Для этого нужно тольковзяться за изучение техники со всей энергией, совсейстрастью, боль­ ше работать над книгой, над чертежами, больше заниматься непосредственно у механизмов. На водч икам, дальпомершикам, артэлектрикам,заряжающим, ус­ тановщикам трубок нужно сис­ тематически и упорно трениро­ ваться в любую погоду, в лю­ бое время суток. Тогда делоос­ воения артиллерийских зна­ ний пойдет у нас быстро и мы с честьюоправдаем тоогромное доверие,которое оказала нам Родина, вручив нам сложную боевую технику. Краснофлотец Дм. СОРОКИН. Бог войны!Тебя не даром люди Окрестилив битвах именем таким. Прикрывала ты стальною грудью В дни войны советские полки. Сегодня в праздник подвиги твои, Страна наградами и славой отмечает. Прошла ты, грозная, через все бои, Свой путь огнем и сталью отмечая. От стен Москвы, Ростова, Ленинграда, От Сталинграда, Курска и Орла — В Берлин проклятый, взрывами снарядов, Победа пашей Родины вошла. БОГ ВОЙНЫ Привет твоимсыпам- артиллеристам, Прославленным, отважным, как и ты, Нам говорят о их работе чистой Могил фашистских черные кресты. Недавно ты_ к японскому микадо Пришла опять, защитник и судья, Чтоб самураям сталь твоих снарядов Закрыла-*нуть в советские края. Отчизну пашу, счастье и свободу' Ты помогла, нам отстоять в боях, На славу нам - советскому народу, Врагам г >зЁтс;:оп рп.’п ты па. страх!. БОЕВОЙ ПУТЬ КОМЕНДОРОВ Они были нризваны на Се верныйфлот-в том году, когда фашистские заговорщики уже раздули пожар второй мировой войны, когда немцы приступи­ ли к осуществлению своего бре­ дового плана покорения Европы и всегомира. Был ноябрь 1939 года. В военкомате комиссар сказал: — Помните, товарищи, пет ничего выше и благороднее, чем защита Родины с оружием в руках. Время тревожное. Будьте готовы защищать свою честь и независимость! Никитин и Грачев тепло поп­ рощались с комиссаром и отбы­ ли в часть, на одну из зенит­ ных батарей Северного флота. Отныне они стали краснофлот­ цами. Первый был назначен за­ ряжающим, второй—наводчиком. Оба — на одном орудии. Быстро потекли дни, до отка­ за заполненные напряженной боевойучебой. От подъема и до отбоявесь день был строго регламентирован. Одни занятия сменялись другими. Материаль­ ная часть, уставы, тренировка у орудий, инструкции и настав­ ления. Все надо было знать, все изучить. Трудности только усиливали их стремление овла­ деть сложной артиллерийской техникой, они не уступали друг другу в любознательности, в упорстве добиться поставленной цели. Командир отделения про­ водил активный метод занятий. Он объяснял устройство какого- либо механизма, а в конце за­ нятий спрашивал бойцов, как они усвоили. И неизменно луч­ шие, наиболее точные ответы он слышал от Всеволода Граче­ ва и Вешіамипа Никитина. Ст­ ремясь в совершенстве познать технику, они после занятий по­ долгу оставались у орудия,"час­ то Спорили, доказывали друг другу свою правоту, обращались вновь к командиру и вконечном итоге получали полное знание предмета. На частных артиллерийских учениях Грачев и Никитин от­ рабатывали быстроту и точность действий. Командир был строг и требователен. Он видел ма­ лейшую ошибку и заставлял вновь и вновь тренироваться. Вместо положенных 20 заряжа­ ний в минуту, Грачев уже да­ вал 26—27; Никитин вместо 5 секунд ловил цель за 3-8,5 секунды. Образцы четкости и умения показывал и трубоч­ ный Виталий Иванов. Через не­ которое время при стрельбе но воздушной цели весь орудийный расчет действовал, как ’‘слажен­ ный механизм," не допускал ни одного «скисания», Наводчику и заряжающему была объявлена благодарность. Зенитчики не зазнавались, не почивали на лаврах. II ког­ да грянула Великая Отечествен ная война они встретили врага во всеоружии. С первых Щ дней войны пришлось веся оговь по фашистским стервяг- никам. Грачев и Никитин, кай и весь орудийный расчет, былй в полной боевой готовности! онинераз Демонстрировали свою выучку и мастерство. Всеволод ' Грачев был награж­ ден значком «Отличный артил лерпст», и когда понадобились кадры артиллеристов — выбо| командира нал на Грачева Ц J Никитина—они были назначе| ны. командирами орудий. Вер' ные привычке настойчиво до* биваться дели, они к на ugs^jt более ответственных должной тях продолжали неустанно соі вершенствовать свои знаний Щ знания подчиненных имбойцов! Командование учло большим успехи этих товарищей. Никитин ну было присвоено звание млад* шеро сержанта, а Грачев ЫЛ направлен для совершенствова-* ния знаний на офицерские вум сы. - . . I Таков путь двух комендоров,| двух патриотов Родины. Имя| гордится личный состав батареи.! , Старший сержант К. ЯЦУК. 1 -К О М- С О М О Л Ъ С К И Й Л Е К Т О Р И Й Воскресенье, 18 ноября, ЛЕКЦИЯ на тему: „Возникновение и развитие русской артиллерии и ее роль в современной войне". ,, Читает полковник ПЕШКОВ. Начало в 14 часов. ГМ 215800 Заказ № 395 Ответственный! редактор С. ЛЬВОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz