В бой за Родину. 1944 г. Март.

В Б О И З А Р О Д И Н У 30 марта 1044 г. № і г, КРУГОСВЕТНЫЕ ПОХОДЫ РУССКИМ МОРЯКОВ 402 ДНЯ ПОД П А Р У С А М И Корабль „Суворов" ( 1813 1816 гг.) По проміі происходивших II 1807 1s 12 гг. ііойн Россия прекратила посылку своих ко­ раблей п кругосветные плава­ нии. Но уже 21 октября 1813 г. корабль Русско-Лмериканской компании „Суворов" подкоман­ дой лейтенанта М. П. Лазаре­ ва вышел в поход вокруг света. Плавание продолжалось свы­ ше 13 месяцев. 30 ноября 1814 года корабль наконец стал на якорь в Новоархангельской га- г.анн (Аляска), где пробыл до I августа 1815 г. Обратный путь „Суворов" проделал поч- I и за один год. 6 августа 1816 г. жители Кронштадта встре­ чали вернувшихся русских мо­ ряков. Всего под парусами „Су­ воров" находился 492 дня, при­ чем наибольший по продолжи­ тельности переход составлял 112 дней. На карте Тихого океана, недалеко от о-вов Са­ моа можно прочесть название— „Острова Суворова". Оии и были открыты в 1814 г. рус­ скими моряками. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ОСТРОВОВ Б р и г „ Р ю р и к " (1815 - 1818 гг.) В начале 181 t г. в Або при­ ехал известный русский кру- I оспе Iиый путешественник Кру­ зенштерн вместе с молодым лей­ тенантом Коцебу. Цель их при- сада была несколько необыч­ ной: на верфи у Або должен был сгронтьея корабль для но­ вого путешествия вокруг спе- іа. Молодому лейтенанту по­ ручалось командование экспе­ дицией в Беринговом проливе. В мае 1815 г. бриг водоиз­ мещением в 180 тонн был спу­ щен н назван „Рюрик". Экспе­ дицию хорошо снабдили навига­ ционными и астрономически­ ми приборами, картами и про­ довольствием. 11 августа „Рю­ рик” отправился в плавание. Плавание Коцебу на „Рюри­ ке", хотя и не увенчалось от­ крытием прохода вокруг Аме­ рики, по тем не менее он вы- полнил ряд географических ра­ бот и открыл большое коли­ чество новых островов (Сомни­ тельный, группы Румянцева, Спиридова, цепь островов „Рю­ рика" и др.). Пробыв в плава­ нии свыше трех лет, „Рюрик" 15 августа 1818 г. вернулся в Россию. Н А Ш Л Ю П Е ВОКРУГ СВЕТА Шлюп „Предприятие" (1823 - 1823 гг.) Ежегодно из Балтийского моря в Петропавловский порт посылали по одному судну для доставки материалов и продо­ вольствия и для крейсерства у берегов русской Америки. В 1823 г. для такого плава­ нии был намечен шлюп .Пред­ приятие*. 14 марта 1824 г. подошли к небольшому острову, который не был известен мореплавате­ лям. Ьго назвали именем шлю- па „Предприятие" и нанесли на карту. 7 апреля открыли группу островов Беллингсгау- зена и Кордюкова. На обрат­ ном пути из Мовоархангель- ской гавани Коцебу открыл острова, которые назвал ост­ ровами Римского-Корсакова и Эш гольца. 22 июля 1826 г. шлюп вер­ нулся обратно в Кронштадт. Среди многочисленных иностранных названий острогов Тихого океана можно встре­ тить на карте острова Сенявина, Суворова, Яисянскаго, Крузенштерна, Бородино, Восток, Рюрик и т. д. Это немые свидетели героических кругосветных походов русских кораблей, экипажи которых открывали новые земли, определяли их географические координаты и на­ носили на карты. Начало XIX века ознаменовалось многочисленными географическими открытиями, и немалая заслуга в этом принадлежит русским военным морякам и мореплавателям. Размеры газетной полосы но дают возможности сколько-нибудь полно рассказать о плавании русских кораблей вокруг света. За 50 лет — с 1803 г. по 1853 г. — было соверше­ но 39 таких переходов. С введением же парового двигателя кругосветные плавания стали для нашего флота обычным делом. Ниже публикуется несколько коротких исторических справок, рассказывающих о муже­ стве и выносливости русских моряков, об огромном научном значении их кругосветных походов. НАД МОРЯМИ И ОКЕАНАМИ Первый кругосветный поход „Н а д е ж д ы " и „Н е вы “ (1803 — 1806 гг.) Мысль о походе русских кораблей вокруг света возникла еще в конце ХѴШ века. И 1793 г. на практику в английский флот был послан молодой русский моряк лей- тел;! нт Крузенштерн. Плавая в течение шес­ ти лет на английских кораблях, он видел, как от морской торговли англичан ширятся экономические связи народа, расцветает его культура. Крузенштерн полагал, что Россия также могла бы с успехом расширить свои торговые операции с заморскими странами. «Сколь великие выгоды получила бы Рос­ сия, если бы правительство послало из Кронш­ тадта к Алеутским берегам и северо-западным берегам Америки два корабля с грузом...», — мечтал Крузенштерн. В начале 1802 г. предложение Крузен­ штерна об организации кругосветного похода получило одобрение правительства. Экспедиция тщательно подготовлялась. Два парусных корабля «Надежда» и «Нева» были снабжены самыми современными приборами, мо­ реходными инструментами, картами, таблицами. Личный состав кораблей подбирали с боль­ шой тщательностью. Матросы были набраны но добровольному желанию. Русские моряки ни­ когда так далеко не ходили. Но, узнав о предстоящем кругосветном походе, многие из них пожелали нтти добровольцами. Утром 7 августа 1803 г. «Нева» и «На­ дежда» покинули Кронштадт. Общее число дней, которое, эти корабли находились под па­ русами, достигло почти одного с четвертью года («Нева» —462 дня, «Надежда» — 445 дней), причем самый продолжительный пере­ ход без захода в порт у «Невы» был 142 дня (из Кантона в Портсмут), а у «Надеж­ ды»— 83 дня. Вся Квропа со вниманием следила за пер­ вый кругосветным плаванием русских кораб­ лей. Удача первого опыта была необходима. Иначе противники России искренно порадова­ лись бы постигшей ее неудаче. Уверенность Крузенштерна в том, что он благополучно вернется в Россию и некоторым образом будет участвовать в распространении славы своей родины, вселяла бодрость в серд­ ца экипажа. 26 ноября 1803 г., в 11 часов 30 минут утра иод 24° 20’ западной долготы «Надеж­ да» пересекла экватор. Орудийный салют в И выстрелов приветствовал первое появление русского флага в южном полушарии. Не раз «Надежда» выдерживала штормы исключительной силы. Б эпоху современных гигантов — лайнеров и мощных военных ко­ раблей, обладающих длиной до четверти ки­ лометра и водоизмещением в несколько десят­ ков тысяч тонн, трудно даже представить, ка­ кими морскими качествами должны были обла­ дать русские моряки, чтобы па небольших парусниках длиной в 25 метров и водоизмеще­ нием в 200 —400 тонн совершать трехлетнае кругосветные походы. 3 марта 1804 г., в 8 часов утра, «Надеж­ да» и «Нева» наконец о'-огнулн мыс Гори. Зайдя по пути в порт Анна-Мария па остро­ ве Нука-Гива, корабли подошли к о. Овайги (Гаваи Сандвичевы острова). Отсюда «Надеж­ да», разлучившись с «ІІевой», взяла курс на Петропавловский порт. 5 октября корабль ушел в обратный путь. Соединившись в Макао с «Невой», «На­ дежда» продолжала путь в Россию. 19 августа '180:! г. «Надежда», а па несколько дней ра­ нее -«Нева», вернулась в Кронштадт, пробыв в отсутствии свыше 3 лет. Это первое, кругосветное плавание русских моряков ознаменовалось многочисленными науч­ ными и географическими открытиями. Весь экипаж вернулся обратно. Несмотря на тяже­ лые условия плавания, не только никто не умер, но моряки даже очень редко болели. Плавание «Надежды» и «Невы» положи­ ло начало кругосветным походам русских мо­ ряков. В БОРЬБЕ СО СТИХИЕН Построенный для кру­ госветного плавания транспорт «Або» вышел 17 сентября из Крон­ штадта под командой ка­ питан- лейтенанта Юн­ кер. Во время пути к Зондскому проливу транспорт выдержал сильный ураган, причи­ нивший много повреж­ дений. Ночью 31 мар­ та 1841 г. ветер стал невероятно увеличи­ ваться. Ход транспор­ та достигал 11,5 узла. В половине второго ве­ тер перешел в ураган. По приказанию коман­ дира держали бейдевинд левым галсом. Немного спустя у бизани п фо- , ка лопнули сезни и ги- Транслорт „Аб о “ товы, отчего паруса мгновенно изорвало. Че­ рез четверть часа упа­ ла фор-стеньга, а за­ тем грот и крюйс-стень- тп. Спустя еще четверть часа сломало утлегарь и боканцы, на которых висели гребные суда. Во время урагана был сильный, почти парал­ лельный, дождь, сопро­ вождавшийся непрерыв­ ной грозой. Но от силь­ ного шума и свиста не было слышно ударов грома. К половине пя­ того ветер сделался са­ мым крепким, с силь­ ными порывами. Непре­ рывно сверкала молния. II только к половине шестого стало стихать. (1840 — 1842 гг.) В эту ночь моряки вы­ держали серьезное ис­ пытание в борьбе с раз­ бушевавшейся стихией. 2 октября 1841 г. транспорт пришел в Петропавловск. Когда он отправлялся в обрат­ ный путь в Кронштадт, морякам пришлось, что­ бы выйти в море, про­ рубать лед в устье Ава- чшіской губы. До се­ верного тропика плава­ ние проходило в усло­ виях непрерывных штормов, холода н не­ настья. 23 декабря разыграл­ ся исключительный по силе шторм. Огромный вал воды вкатился с кормы на судно, пере­ ломил надвое четырех­ весельную шлюпку, один из десятивесель- ных катеров был раз­ бит вдребезги. Силой воды приподняло одну из каронад н подбро­ сило под нее бухту грот - марса - браса. Но транспорт выдержал это испытание. Совер­ шив 138-дневный пере­ ход без захода по пу­ ти в порты, корабль стал на якорь в Рио- де-Жанейро, где лич­ ному составу было да­ но 2*/г месяца отдыха. 25 октября 1842г. рус­ ский транспорт «Або» благонолучно вернулся в Кронштадт. П Л А В А Н И Е ВО Л Ь Д А Х Шлюпы „Открытие" и „Благо­ намеренный" (1819— 1822 гг.) В 18I9 г. в Северный Ледо­ витый океан была послана экспедиция для гидрографи­ ческих исследований. В состав экспедиции входили военные шлюпы „Открытие" и „Благо­ намеренный". Вначале плавание кораблей шло успешно, однако, подойдя к северным берегам Америки, шлюп „Открытие" встретился с тяжелыми льдами. Попытка пробиться не имела успеха. Остановившись в районе 70,5° северной широты и 161,5° вос­ точной долготы, Васильев вы­ нужден был повернуть на об­ ратный курс. Шлюп „Благона­ меренный", идя у северных бе­ регов Азии, достиг мыса Серд- це-Камень. Дальнейшее плава­ ние шлюпа преградили тяже­ лые льды. Борьба с ними и по­ ход в ледовой обстановке да­ ли исключительно хорошую морскую закалку экипажу экс­ педиции. Производя гидрогра­ фическую съемку в Беринго­ вом проливе, экспедиция от­ крыла остров Нукивок. 14 августа 1822 г., пробыв свыше трех лет в кругосвет­ ном плавании, оба корабля бла­ гополучно вернулись в Россию. И С С Л Е Д О В А Н И Е А Л Е У ТС КО Й Г Р Я Д Ы Шлюп „Моллер (1826 1829 гг.) Инструкция, данная коман­ диру шлюпа „Моллер" капитан- лейтенанту Станюковичу,пред­ писывала заняться исследова­ нием Алеутской гряды и полу­ острова Аляска с расположен­ ными поблизости островами. 1 сентября 1826 г. шлюпы „Моллер" и „Сенявин" вышли из Кронштадта. Более чем че­ рез год, 3 октября 1827 года, шлюп „Моллер" прибыл в Ново­ архангельскую гавань. В даль­ нейшем капитан - лейтенант Станюкович определил поло­ жение ряда островов и открыл новый остров, названный име­ нем Моллера. Затем приступили к работам по съемке северно­ го берега Аляски. На обратном пути в Россию шлюп „Моллер" едва не потерпел аварию, кос­ нувшись коралловой банки. 4 сентября 1829 г. корабль вер­ нулся в Кронштадт. У БЕР Е ГОВ К А М Ч А Т К И Шлюп „Сенявин" (1826 1829 гг.) Командир шлюпа капитан-лей­ тенант Литке получил распо­ ряжение описать землю Чукочь и Коряков и полуостров Кам­ чатку, берега Охотского моря и Шантарские острова. 1 сен­ тября 1826 г. шлюп вышел в море. П л а в а н и е п р о х о д и л о обычным маршрутом, которого придерживались почти все рус­ ские суда, выходившие в кру ­ госветный поход. Экспедиция определила а с т р о н о м и ч е с к и важнейшие пункты берега Кам­ чатки от Авачинской губы к северу, подробно описала ост­ рова Карагинские, остров Св. Матвея и берега Чукотской земли. В Каролинском архипе­ лаге открыто 12, а всего опи­ сано 26 групп или отдельных островов. Эти острова счита­ лись ранее весьма опасными для мореплавания. Теперь их положение было нанесено на карту. Были отысканы и опи­ саны острова Бонин-Сима. Шлюп возвратился в Кронш­ тадт 6 сентября 1829 г. ГМ № 106140. Заказ № 151. Ответственный редактор С. Л Ь В ОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz