В бой за Родину. 1944 г. Март.
В Б О И З А Р О Д И Н У 30 марта 1044 г. № і г, КРУГОСВЕТНЫЕ ПОХОДЫ РУССКИМ МОРЯКОВ 402 ДНЯ ПОД П А Р У С А М И Корабль „Суворов" ( 1813 1816 гг.) По проміі происходивших II 1807 1s 12 гг. ііойн Россия прекратила посылку своих ко раблей п кругосветные плава нии. Но уже 21 октября 1813 г. корабль Русско-Лмериканской компании „Суворов" подкоман дой лейтенанта М. П. Лазаре ва вышел в поход вокруг света. Плавание продолжалось свы ше 13 месяцев. 30 ноября 1814 года корабль наконец стал на якорь в Новоархангельской га- г.анн (Аляска), где пробыл до I августа 1815 г. Обратный путь „Суворов" проделал поч- I и за один год. 6 августа 1816 г. жители Кронштадта встре чали вернувшихся русских мо ряков. Всего под парусами „Су воров" находился 492 дня, при чем наибольший по продолжи тельности переход составлял 112 дней. На карте Тихого океана, недалеко от о-вов Са моа можно прочесть название— „Острова Суворова". Оии и были открыты в 1814 г. рус скими моряками. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ОСТРОВОВ Б р и г „ Р ю р и к " (1815 - 1818 гг.) В начале 181 t г. в Або при ехал известный русский кру- I оспе Iиый путешественник Кру зенштерн вместе с молодым лей тенантом Коцебу. Цель их при- сада была несколько необыч ной: на верфи у Або должен был сгронтьея корабль для но вого путешествия вокруг спе- іа. Молодому лейтенанту по ручалось командование экспе дицией в Беринговом проливе. В мае 1815 г. бриг водоиз мещением в 180 тонн был спу щен н назван „Рюрик". Экспе дицию хорошо снабдили навига ционными и астрономически ми приборами, картами и про довольствием. 11 августа „Рю рик” отправился в плавание. Плавание Коцебу на „Рюри ке", хотя и не увенчалось от крытием прохода вокруг Аме рики, по тем не менее он вы- полнил ряд географических ра бот и открыл большое коли чество новых островов (Сомни тельный, группы Румянцева, Спиридова, цепь островов „Рю рика" и др.). Пробыв в плава нии свыше трех лет, „Рюрик" 15 августа 1818 г. вернулся в Россию. Н А Ш Л Ю П Е ВОКРУГ СВЕТА Шлюп „Предприятие" (1823 - 1823 гг.) Ежегодно из Балтийского моря в Петропавловский порт посылали по одному судну для доставки материалов и продо вольствия и для крейсерства у берегов русской Америки. В 1823 г. для такого плава нии был намечен шлюп .Пред приятие*. 14 марта 1824 г. подошли к небольшому острову, который не был известен мореплавате лям. Ьго назвали именем шлю- па „Предприятие" и нанесли на карту. 7 апреля открыли группу островов Беллингсгау- зена и Кордюкова. На обрат ном пути из Мовоархангель- ской гавани Коцебу открыл острова, которые назвал ост ровами Римского-Корсакова и Эш гольца. 22 июля 1826 г. шлюп вер нулся обратно в Кронштадт. Среди многочисленных иностранных названий острогов Тихого океана можно встре тить на карте острова Сенявина, Суворова, Яисянскаго, Крузенштерна, Бородино, Восток, Рюрик и т. д. Это немые свидетели героических кругосветных походов русских кораблей, экипажи которых открывали новые земли, определяли их географические координаты и на носили на карты. Начало XIX века ознаменовалось многочисленными географическими открытиями, и немалая заслуга в этом принадлежит русским военным морякам и мореплавателям. Размеры газетной полосы но дают возможности сколько-нибудь полно рассказать о плавании русских кораблей вокруг света. За 50 лет — с 1803 г. по 1853 г. — было соверше но 39 таких переходов. С введением же парового двигателя кругосветные плавания стали для нашего флота обычным делом. Ниже публикуется несколько коротких исторических справок, рассказывающих о муже стве и выносливости русских моряков, об огромном научном значении их кругосветных походов. НАД МОРЯМИ И ОКЕАНАМИ Первый кругосветный поход „Н а д е ж д ы " и „Н е вы “ (1803 — 1806 гг.) Мысль о походе русских кораблей вокруг света возникла еще в конце ХѴШ века. И 1793 г. на практику в английский флот был послан молодой русский моряк лей- тел;! нт Крузенштерн. Плавая в течение шес ти лет на английских кораблях, он видел, как от морской торговли англичан ширятся экономические связи народа, расцветает его культура. Крузенштерн полагал, что Россия также могла бы с успехом расширить свои торговые операции с заморскими странами. «Сколь великие выгоды получила бы Рос сия, если бы правительство послало из Кронш тадта к Алеутским берегам и северо-западным берегам Америки два корабля с грузом...», — мечтал Крузенштерн. В начале 1802 г. предложение Крузен штерна об организации кругосветного похода получило одобрение правительства. Экспедиция тщательно подготовлялась. Два парусных корабля «Надежда» и «Нева» были снабжены самыми современными приборами, мо реходными инструментами, картами, таблицами. Личный состав кораблей подбирали с боль шой тщательностью. Матросы были набраны но добровольному желанию. Русские моряки ни когда так далеко не ходили. Но, узнав о предстоящем кругосветном походе, многие из них пожелали нтти добровольцами. Утром 7 августа 1803 г. «Нева» и «На дежда» покинули Кронштадт. Общее число дней, которое, эти корабли находились под па русами, достигло почти одного с четвертью года («Нева» —462 дня, «Надежда» — 445 дней), причем самый продолжительный пере ход без захода в порт у «Невы» был 142 дня (из Кантона в Портсмут), а у «Надеж ды»— 83 дня. Вся Квропа со вниманием следила за пер вый кругосветным плаванием русских кораб лей. Удача первого опыта была необходима. Иначе противники России искренно порадова лись бы постигшей ее неудаче. Уверенность Крузенштерна в том, что он благополучно вернется в Россию и некоторым образом будет участвовать в распространении славы своей родины, вселяла бодрость в серд ца экипажа. 26 ноября 1803 г., в 11 часов 30 минут утра иод 24° 20’ западной долготы «Надеж да» пересекла экватор. Орудийный салют в И выстрелов приветствовал первое появление русского флага в южном полушарии. Не раз «Надежда» выдерживала штормы исключительной силы. Б эпоху современных гигантов — лайнеров и мощных военных ко раблей, обладающих длиной до четверти ки лометра и водоизмещением в несколько десят ков тысяч тонн, трудно даже представить, ка кими морскими качествами должны были обла дать русские моряки, чтобы па небольших парусниках длиной в 25 метров и водоизмеще нием в 200 —400 тонн совершать трехлетнае кругосветные походы. 3 марта 1804 г., в 8 часов утра, «Надеж да» и «Нева» наконец о'-огнулн мыс Гори. Зайдя по пути в порт Анна-Мария па остро ве Нука-Гива, корабли подошли к о. Овайги (Гаваи Сандвичевы острова). Отсюда «Надеж да», разлучившись с «ІІевой», взяла курс на Петропавловский порт. 5 октября корабль ушел в обратный путь. Соединившись в Макао с «Невой», «На дежда» продолжала путь в Россию. 19 августа '180:! г. «Надежда», а па несколько дней ра нее -«Нева», вернулась в Кронштадт, пробыв в отсутствии свыше 3 лет. Это первое, кругосветное плавание русских моряков ознаменовалось многочисленными науч ными и географическими открытиями. Весь экипаж вернулся обратно. Несмотря на тяже лые условия плавания, не только никто не умер, но моряки даже очень редко болели. Плавание «Надежды» и «Невы» положи ло начало кругосветным походам русских мо ряков. В БОРЬБЕ СО СТИХИЕН Построенный для кру госветного плавания транспорт «Або» вышел 17 сентября из Крон штадта под командой ка питан- лейтенанта Юн кер. Во время пути к Зондскому проливу транспорт выдержал сильный ураган, причи нивший много повреж дений. Ночью 31 мар та 1841 г. ветер стал невероятно увеличи ваться. Ход транспор та достигал 11,5 узла. В половине второго ве тер перешел в ураган. По приказанию коман дира держали бейдевинд левым галсом. Немного спустя у бизани п фо- , ка лопнули сезни и ги- Транслорт „Аб о “ товы, отчего паруса мгновенно изорвало. Че рез четверть часа упа ла фор-стеньга, а за тем грот и крюйс-стень- тп. Спустя еще четверть часа сломало утлегарь и боканцы, на которых висели гребные суда. Во время урагана был сильный, почти парал лельный, дождь, сопро вождавшийся непрерыв ной грозой. Но от силь ного шума и свиста не было слышно ударов грома. К половине пя того ветер сделался са мым крепким, с силь ными порывами. Непре рывно сверкала молния. II только к половине шестого стало стихать. (1840 — 1842 гг.) В эту ночь моряки вы держали серьезное ис пытание в борьбе с раз бушевавшейся стихией. 2 октября 1841 г. транспорт пришел в Петропавловск. Когда он отправлялся в обрат ный путь в Кронштадт, морякам пришлось, что бы выйти в море, про рубать лед в устье Ава- чшіской губы. До се верного тропика плава ние проходило в усло виях непрерывных штормов, холода н не настья. 23 декабря разыграл ся исключительный по силе шторм. Огромный вал воды вкатился с кормы на судно, пере ломил надвое четырех весельную шлюпку, один из десятивесель- ных катеров был раз бит вдребезги. Силой воды приподняло одну из каронад н подбро сило под нее бухту грот - марса - браса. Но транспорт выдержал это испытание. Совер шив 138-дневный пере ход без захода по пу ти в порты, корабль стал на якорь в Рио- де-Жанейро, где лич ному составу было да но 2*/г месяца отдыха. 25 октября 1842г. рус ский транспорт «Або» благонолучно вернулся в Кронштадт. П Л А В А Н И Е ВО Л Ь Д А Х Шлюпы „Открытие" и „Благо намеренный" (1819— 1822 гг.) В 18I9 г. в Северный Ледо витый океан была послана экспедиция для гидрографи ческих исследований. В состав экспедиции входили военные шлюпы „Открытие" и „Благо намеренный". Вначале плавание кораблей шло успешно, однако, подойдя к северным берегам Америки, шлюп „Открытие" встретился с тяжелыми льдами. Попытка пробиться не имела успеха. Остановившись в районе 70,5° северной широты и 161,5° вос точной долготы, Васильев вы нужден был повернуть на об ратный курс. Шлюп „Благона меренный", идя у северных бе регов Азии, достиг мыса Серд- це-Камень. Дальнейшее плава ние шлюпа преградили тяже лые льды. Борьба с ними и по ход в ледовой обстановке да ли исключительно хорошую морскую закалку экипажу экс педиции. Производя гидрогра фическую съемку в Беринго вом проливе, экспедиция от крыла остров Нукивок. 14 августа 1822 г., пробыв свыше трех лет в кругосвет ном плавании, оба корабля бла гополучно вернулись в Россию. И С С Л Е Д О В А Н И Е А Л Е У ТС КО Й Г Р Я Д Ы Шлюп „Моллер (1826 1829 гг.) Инструкция, данная коман диру шлюпа „Моллер" капитан- лейтенанту Станюковичу,пред писывала заняться исследова нием Алеутской гряды и полу острова Аляска с расположен ными поблизости островами. 1 сентября 1826 г. шлюпы „Моллер" и „Сенявин" вышли из Кронштадта. Более чем че рез год, 3 октября 1827 года, шлюп „Моллер" прибыл в Ново архангельскую гавань. В даль нейшем капитан - лейтенант Станюкович определил поло жение ряда островов и открыл новый остров, названный име нем Моллера. Затем приступили к работам по съемке северно го берега Аляски. На обратном пути в Россию шлюп „Моллер" едва не потерпел аварию, кос нувшись коралловой банки. 4 сентября 1829 г. корабль вер нулся в Кронштадт. У БЕР Е ГОВ К А М Ч А Т К И Шлюп „Сенявин" (1826 1829 гг.) Командир шлюпа капитан-лей тенант Литке получил распо ряжение описать землю Чукочь и Коряков и полуостров Кам чатку, берега Охотского моря и Шантарские острова. 1 сен тября 1826 г. шлюп вышел в море. П л а в а н и е п р о х о д и л о обычным маршрутом, которого придерживались почти все рус ские суда, выходившие в кру госветный поход. Экспедиция определила а с т р о н о м и ч е с к и важнейшие пункты берега Кам чатки от Авачинской губы к северу, подробно описала ост рова Карагинские, остров Св. Матвея и берега Чукотской земли. В Каролинском архипе лаге открыто 12, а всего опи сано 26 групп или отдельных островов. Эти острова счита лись ранее весьма опасными для мореплавания. Теперь их положение было нанесено на карту. Были отысканы и опи саны острова Бонин-Сима. Шлюп возвратился в Кронш тадт 6 сентября 1829 г. ГМ № 106140. Заказ № 151. Ответственный редактор С. Л Ь В ОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz