В бой за Родину. 1944 г. Июль.
2. В БОЙ ЗА РОДИНУ 15 ИЮЛЯ 104-1 Г. № 9 в Немцы расстрелялимать ибрата краснофлатца Петра Кучуева ОТОМСТИМ ФАШИСТСКИМ УБИЙЦАМ ЗА ГОРЕ ТОВАРИЩА, ЗА КРОВЬ И СЛЕЗЫ МИЛЛИОНОВ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ Два письма краснофлотцу Петру Кучуеву от Тани Ильпноіі и Клавдии Волковой ил дерев- : ни Марыни, Аіиепского района, Калининской , области. \ I МНОГОЕ ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ В СТРАШНЫЕ ДНИ ОККУПАЦИИ Здравствуй, Петр! После того, как освободили нашу местность, я написала твоим сестрам в Ленинград и опп мне сообщили твой ад рес... Из родных у меня ос тались две сестры — Манн и Тоня, которые жили в селе Боровичи. Много пришлось пе режить — расстаться с ма терью — ее, старуху 60 -тіг лет, расстреляла проклятая свора немцев; расстаться с сестренкой ІІгошей—ее отпра вили в лагерь в Германию. А больше у меня никого нет. Получив письмо от твоей сестры Зины, я была очень рада. Ведь мы были как род ные, когда жили совместно с твоей матерыо. Наша мать погибла раньше — в июле 1!)!^ года, а твоя мать с братом Васей в том же го ду в ноябре, числа 1-го или а- го, точно не помню. В самые страшные дни оіс- ♦ купацнн.,мы с сестрой Ню- шей и твоей матерыо жили вместе, как родные, делились с ней всем, вообще уважали и слушали ее как мать. О, Петр! Как тяжело было все переживать. В январе 1943 года пришлось расстаться с сестренкой. На нее написали заявление, что она имеет связь с партизанами. Нес колько раз мы с ней были забраны, но как-то выверты вались, а последний раз ей не удалось вывернуться и ее отправили в лагерь, как я уже писала. О том, как погибли твоя мать и брат и вообще все подробности, я писала Зине. Она перешлет тебе это пись мо или напишет. Пиши ты о себе, как твои боевые де ла. С приветом Таня. Перед казнью били, издевались Здравствуй, Петр (’теішно вич! Шлю я тебе свой сердеч ный привет и желаю на«луч ших успехов в твоей крас нофлотской жизни. Петя, спа сибо, ’ что не посчитал за труд и написал мне. Петя! Маму твою и брата расстреляли в ноябре ПШ года в Фсдоровке, на колхоз ном дворе. Перед казнью из девались, избили до полу смерти, заставили копать себе яму, раздели, разули, оста вили и одних рубашках. Ма ма с Васей поцеловались и их разогнали в разные сто роны и расстреляли. Теперь ІІетіі ты не думай, что тебе некуда приехать. Если только будет твоя воз можность — приезжай, бу дешь принят, как родной брат — за Ваше все доброе, что делали. Петя, мы не ус пели уехать в тыл, так как нас настиг немец и поэтому мно гим пришлось остаться здесь. Навидались всего, перенесли много ужасного. На наших глазах жгли деревни с наро дом, жгли всех — и женщин и детей, и старых и пожи лых, только брал в концлагеря молодежь. Работаю я с Князевой Ню- рой и сестрой Валей. Жизнь сейчас протекает хорошо, но никак не можем опомниться от всего Пережитого. Ты счаст лив, что не видел такого страшного, как мы. Ну, ладно. До свидания. Пиши, буду ждать. Жму твою руку. Клава. По Советскому С оюзу Д З А У Г Э С а На реке Терек', в предместье0 Дзауджикау (Северо - <)сетші- ская А ССР), начато строи тельство гидроэлектростанции Дзаугэс мощностью 6.500 ки ловатт. Работы ведутся мето дами народных строек. Энер гия стапции полностью обес печит потребности промыш ленных предприятий респуб лики. Ежедневно колхозники 10-ти районов и трудящиеся горо да выходят на строительство. Уже извлечено свыше Н4 ты сяч кубометров групта. В _М ИНУТУ ОТДЫХА МОРСКАЯ ВИКТОРИНА (Отпет на вопрос, помещенный в №97 газеты) Имя этого математика — Архимед. Жил он в Сиракузах на острове Сицилия. Широко известно его восклицание: . Э в рика!" (т. е. „Я нашел"), свя зываемое легендой с тем сл у чаем, когда ученый, погружа ясь в ванну и наблюдая, как выливается из нее вытесняемая его телом вода, внезапно п о с тиг закон плавания тел, „закон Архимеда." Вторым таким вос клицанием является приписы ваемая ему же раздраженная реплика: .Не трогайте моих чертежейі", которой он будто- бы хотел защититься от вор вавшихся в его дом римских солдат. Солдаты — говорит ле генда —• не обратили внимания на негодование странного ч у дака, что-то чертившего по п ес ку во время штурма города, и великнй ученый был ими убит. АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Сорок лет тому назад, в один из июльских дней 1904 года, ог ромная толпа людей запрудила вокзальную площадь в Москве. Здесь были представители всех с.юе -в передовой русской обще ственности. Синие студенчес кие- фуражки и черные карту зы фабричных, разноцветные косынки работниц и надетые набекрень шапочки курсисток, широкополые но тогдашней мо де шляпы московских профессо ров, врачей, журналистов, адво катов пестрели по всей площа ди. По вот все стихло. Из ворот вокзала медленно выступила траурная процессия. Послыша лись рыдания женщин, стоты сячная толпа, обнажив головы, опустилась па колени, и пе чальное «вечная память» зазве нело в дрогнувшем воздухе. Древняя русская столица встре чала и вместе с тем провожала в последний путь прах Антона Павловича Чехова, гордости и и славы родной литературы, ве ликого русского писателя-гума- пйста. Так сбылись пророческие слова А. М. Горького, много раньше написавшего: «Когда умрет Чехов, умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, прав дивый, друг любящий, состра дающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пронизанным глу боким знанием жизни, мудрым беспристрастием н состраданием к людям, не жалостью, а сост раданием умного и чуткого че ловека, который все понимал». Теперь, спустя сорок лет со дня смерти Чехова мы можем оценить всю гениальную прони цательность и полноту этой горьковской характеристики. В немногих словах этих содержит ся самое глубокое и точное оп ределение причин подлинного бессмертия Чехова и его уже не только всероссийской, но и мировой славы. На самом де ле. вряд ли есть па свете хоть один образованный человек, ко торый не знал бы Чехова, ибо ведь неоспоримым фактом яв ляется то, что новейшая лите ратура всех стран испытала на себе могучее влияние по край ней мере четырех великих рус ских писателей—-Толстого, Дос тоевского, Чехова и Горького. Значение литературного нас ледства Чехова колоссально, и о нем можно сказать то же, что некогда Белинский сказал о Гоголе — это был «поэт жиз ни действительной», один из величайших реалистов всех вре мен и народов. Он сам дал за конченную формулировку своих взглядов на литературу, когда утверждал, что «лучшие из пи сателей реальные и пишут жизнь такою, какая она есть, по от того, что каждая строчка про питана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете еще ту жизнь, какая должна быть». Это прежде всего верно по от ношению к самому Чехову, ибо в его произведениях мы всего яснее ощущаем страстное жела ние видеть жизнь, какой она должна быть. Свои литературные образы Чехов выхватывал из старой (К 4 0 - л е т и ю СО ДНЯ СМЕРТИ) российской действительности, а это была певеселая, очень не веселая действительность. Отто- го-то чеховский юмор в наибо лее значительных’ произведени ях бывает окрашен в грустные топа. Это чаще всего смех сквозь слезы, и Чехов мог бы сказать о себе, как некогда сказал Го голь, — «горьким словом моим посмеются»... Можно легко проследить, как развивалось чеховское дарова ние от беззаботно веселых, ис крящихся смехом маленьких рас сказов Антоши Чехопте, пад ко торыми it ио сей день до упаду хохочут миллионы читателей, до таких бессмертных шедевров, как «Стень», страшные своим беспощадным реализмом «Пала та JV° В», «Человек в футляре», «Мужики», полные грустного лиризма «Дама с собачкой», «Ариадна», образцы мудрого проникновения в умы н сердца людей «Ионыч» и «Крыжовник» и, наконец, гениальные драмы Чехова, такие как «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», со ставившие эпоху в истории рус ского театра. Многое, очень многое нз че ховского литературного наслед ства вошло в наш обиход, по лучив значение народных пос ловиц. Достаточно назвать хотя бы такие рассказы, как «Хаме леон» или «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре», «Душеч ка» и др. Эти чеховские образы неод нократно использовались в ре чах п литературных произведе ниях Ленина и Сталина. Имена «Душечки», «Хамелеона», «Че ловека в футляре» и в особен ности «Унгера Иришибеева» уже давно стали нарицательны ми. Но не только эти имена и вообще не только имена. «На деревню дедушке» — адрес, ио которому посылал своп горькие жалобы маленький сапожник Ванька, тоже ведь стал поговор кой. Но кто же мог бы прочи тать рассказ «Ванька», не ощу тив чувства острой горечи и жалости к несчастному ребенку, кто может без содрогания и ужаса читать рассказ «Спать хочется» — может быть самый страшный из всех рассказов в мировой литературе, страшный именно своей беспощадной жиз ненностью, своей жестокой прав дивостью. Лев Толстой считал Чехова величайшим новеллистом мира и ставил его выше Мопассана. Так оно и есть в действитель ности. Как мастер короткого рас сказа — новеллы, А. П. Чехов равных себе не имеет нигде! Гениальный психолог, прони кающий во внутренний мир не только человека, по даже жи вотного («Каштанка», «Белоло бый»), он владел словом с .та ким виртуозным совершенством, что в этом отношении его ре шительно не с кем сравнивать. Портретная точность его внеш них характеристик поразитель на. Как образец можно привес ти хотя бы изображение злоб ной и хищной кулачки Аксиньи из повести «В овраге» «...B этих немигающих глазах и в рлепькой голове на длинной шее, и в ее стройности быто что то змеиное; зеленая, с жел той грудью с улыбкой она гля дела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадю ка, вытянувшись и подняв го лову». Вся Аксинья здесь, как на ладони, и даже зеленое с жел той грудью платье, которое она носит, как бы составляет часть ее змеиной натуры, обуревае мой только одним чувством - волчьей, кулацкой алчностью. Да, такая женщина способна убить из-за пятака, ошпарить крутым кипятком грудного ре бенка, сжить со свету кого’ угодно и при этом не ощутить пи жалости, ни раскаяния. Нечего и думать, копечііо, о том, чтобы в этой по необходи мости краткой статье дать ис черпывающую оценку литера турного наследия Чехова. Оіг колоссально но объему и попе- ’ типе грандиозно по своему все мирно-историческому значению. От шутки, вроде знаменитой «Хирургии» или веселого воде виля «Предложение», до вере ницы "\:ішнпих людей», выве денных в ряде произведений Чехова расстояние, велико, но все это чеховское и все состав ляет истинную сокровищницу художествеиного, слова. Мы совсем не касаемся здесь драматургии Чехова. Это тела специальной статьи. Заметим только, что не случайно эмбле мой лучшего в мире театра — Московского Художественного театра им. Горького —- является чайка, залетевшая сюда из пье сы Чехова «Чайка», триумфаль ным успехом которой 17 декаб ря 1898 года начался истори ческий путь театра. Величайший авторитет в те атральном искусстве К. С. Ста ниславский писал о Чехове, что он «одинаково владеет на сце не и внешней н внутренней-' правдой. Он уточнил и углубил нашп знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, кото рые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на че ловеческую душу». Ничего нельзя прибавить к этой законченной п полной ха рактеристике. Великий русский художник верил в будущее сво ей страны ц своего народа. Он знал, что после долгой, ненаст ной ночи наступят йсный день. Уже смертельно больной, м год до смерти он говорил уста ми умирающего от злой чахот ки художника Саши (рассказ «Невеста»), что будет время, когда «все полетит вверх дном, все изменится, точно по вол шебству. И будут тогда здесь громадные великолепнейшие до ма, чудесные сады, фонтаны, не обыкновенные, замечательны люди»... Время это наступило уже ничто не может остановят его течения. Варварская сила, пытающаяся затормозить, ост * повить ход истории, будет ело. лена и сметена с лица землю В дни великой битвы мы забыли Чехова, как не за&ьь и всех других, кто олице™ ряет собой гений бессмертн народа. Имена их навеки ос нутся священными для мил,д нов и миллионов людей, ДлЯ ' I и для самых дальних наш*1* потомков. в. ГОРОДИНСІ^І ГМ Лг 106268. Заказ № 344. Ответственный редактор С. Л Ь В і В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz