В бой за Родину. 1944 г. Июль.

2. В БОЙ ЗА РОДИНУ 15 ИЮЛЯ 104-1 Г. № 9 в Немцы расстрелялимать ибрата краснофлатца Петра Кучуева ОТОМСТИМ ФАШИСТСКИМ УБИЙЦАМ ЗА ГОРЕ ТОВАРИЩА, ЗА КРОВЬ И СЛЕЗЫ МИЛЛИОНОВ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ Два письма краснофлотцу Петру Кучуеву от Тани Ильпноіі и Клавдии Волковой ил дерев- : ни Марыни, Аіиепского района, Калининской , области. \ I МНОГОЕ ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ В СТРАШНЫЕ ДНИ ОККУПАЦИИ Здравствуй, Петр! После того, как освободили нашу местность, я написала твоим сестрам в Ленинград и опп мне сообщили твой ад­ рес... Из родных у меня ос­ тались две сестры — Манн и Тоня, которые жили в селе Боровичи. Много пришлось пе­ режить — расстаться с ма­ терью — ее, старуху 60 -тіг лет, расстреляла проклятая свора немцев; расстаться с сестренкой ІІгошей—ее отпра­ вили в лагерь в Германию. А больше у меня никого нет. Получив письмо от твоей сестры Зины, я была очень рада. Ведь мы были как род­ ные, когда жили совместно с твоей матерыо. Наша мать погибла раньше — в июле 1!)!^ года, а твоя мать с братом Васей в том же го­ ду в ноябре, числа 1-го или а- го, точно не помню. В самые страшные дни оіс- ♦ купацнн.,мы с сестрой Ню- шей и твоей матерыо жили вместе, как родные, делились с ней всем, вообще уважали и слушали ее как мать. О, Петр! Как тяжело было все переживать. В январе 1943 года пришлось расстаться с сестренкой. На нее написали заявление, что она имеет связь с партизанами. Нес­ колько раз мы с ней были забраны, но как-то выверты­ вались, а последний раз ей не удалось вывернуться и ее отправили в лагерь, как я уже писала. О том, как погибли твоя мать и брат и вообще все подробности, я писала Зине. Она перешлет тебе это пись­ мо или напишет. Пиши ты о себе, как твои боевые де­ ла. С приветом Таня. Перед казнью били, издевались Здравствуй, Петр (’теішно вич! Шлю я тебе свой сердеч­ ный привет и желаю на«луч­ ших успехов в твоей крас­ нофлотской жизни. Петя, спа­ сибо, ’ что не посчитал за труд и написал мне. Петя! Маму твою и брата расстреляли в ноябре ПШ года в Фсдоровке, на колхоз­ ном дворе. Перед казнью из­ девались, избили до полу­ смерти, заставили копать себе яму, раздели, разули, оста­ вили и одних рубашках. Ма­ ма с Васей поцеловались и их разогнали в разные сто­ роны и расстреляли. Теперь ІІетіі ты не думай, что тебе некуда приехать. Если только будет твоя воз­ можность — приезжай, бу­ дешь принят, как родной брат — за Ваше все доброе, что делали. Петя, мы не ус­ пели уехать в тыл, так как нас настиг немец и поэтому мно­ гим пришлось остаться здесь. Навидались всего, перенесли много ужасного. На наших глазах жгли деревни с наро­ дом, жгли всех — и женщин и детей, и старых и пожи­ лых, только брал в концлагеря молодежь. Работаю я с Князевой Ню- рой и сестрой Валей. Жизнь сейчас протекает хорошо, но никак не можем опомниться от всего Пережитого. Ты счаст­ лив, что не видел такого страшного, как мы. Ну, ладно. До свидания. Пиши, буду ждать. Жму твою руку. Клава. По Советскому С оюзу Д З А У Г Э С а На реке Терек', в предместье0 Дзауджикау (Северо - <)сетші- ская А ССР), начато строи­ тельство гидроэлектростанции Дзаугэс мощностью 6.500 ки­ ловатт. Работы ведутся мето­ дами народных строек. Энер­ гия стапции полностью обес­ печит потребности промыш­ ленных предприятий респуб­ лики. Ежедневно колхозники 10-ти районов и трудящиеся горо­ да выходят на строительство. Уже извлечено свыше Н4 ты­ сяч кубометров групта. В _М ИНУТУ ОТДЫХА МОРСКАЯ ВИКТОРИНА (Отпет на вопрос, помещенный в №97 газеты) Имя этого математика — Архимед. Жил он в Сиракузах на острове Сицилия. Широко известно его восклицание: . Э в ­ рика!" (т. е. „Я нашел"), свя­ зываемое легендой с тем сл у ­ чаем, когда ученый, погружа­ ясь в ванну и наблюдая, как выливается из нее вытесняемая его телом вода, внезапно п о с­ тиг закон плавания тел, „закон Архимеда." Вторым таким вос­ клицанием является приписы­ ваемая ему же раздраженная реплика: .Не трогайте моих чертежейі", которой он будто- бы хотел защититься от вор­ вавшихся в его дом римских солдат. Солдаты — говорит ле­ генда —• не обратили внимания на негодование странного ч у ­ дака, что-то чертившего по п ес­ ку во время штурма города, и великнй ученый был ими убит. АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Сорок лет тому назад, в один из июльских дней 1904 года, ог­ ромная толпа людей запрудила вокзальную площадь в Москве. Здесь были представители всех с.юе -в передовой русской обще­ ственности. Синие студенчес­ кие- фуражки и черные карту­ зы фабричных, разноцветные косынки работниц и надетые набекрень шапочки курсисток, широкополые но тогдашней мо­ де шляпы московских профессо­ ров, врачей, журналистов, адво­ катов пестрели по всей площа­ ди. По вот все стихло. Из ворот вокзала медленно выступила траурная процессия. Послыша­ лись рыдания женщин, стоты­ сячная толпа, обнажив головы, опустилась па колени, и пе­ чальное «вечная память» зазве­ нело в дрогнувшем воздухе. Древняя русская столица встре­ чала и вместе с тем провожала в последний путь прах Антона Павловича Чехова, гордости и и славы родной литературы, ве­ ликого русского писателя-гума- пйста. Так сбылись пророческие слова А. М. Горького, много раньше написавшего: «Когда умрет Чехов, умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, прав­ дивый, друг любящий, состра­ дающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пронизанным глу­ боким знанием жизни, мудрым беспристрастием н состраданием к людям, не жалостью, а сост­ раданием умного и чуткого че­ ловека, который все понимал». Теперь, спустя сорок лет со дня смерти Чехова мы можем оценить всю гениальную прони­ цательность и полноту этой горьковской характеристики. В немногих словах этих содержит­ ся самое глубокое и точное оп­ ределение причин подлинного бессмертия Чехова и его уже не только всероссийской, но и мировой славы. На самом де­ ле. вряд ли есть па свете хоть один образованный человек, ко­ торый не знал бы Чехова, ибо ведь неоспоримым фактом яв­ ляется то, что новейшая лите­ ратура всех стран испытала на себе могучее влияние по край­ ней мере четырех великих рус­ ских писателей—-Толстого, Дос­ тоевского, Чехова и Горького. Значение литературного нас­ ледства Чехова колоссально, и о нем можно сказать то же, что некогда Белинский сказал о Гоголе — это был «поэт жиз­ ни действительной», один из величайших реалистов всех вре­ мен и народов. Он сам дал за­ конченную формулировку своих взглядов на литературу, когда утверждал, что «лучшие из пи­ сателей реальные и пишут жизнь такою, какая она есть, по от­ того, что каждая строчка про­ питана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете еще ту жизнь, какая должна быть». Это прежде всего верно по от­ ношению к самому Чехову, ибо в его произведениях мы всего яснее ощущаем страстное жела­ ние видеть жизнь, какой она должна быть. Свои литературные образы Чехов выхватывал из старой (К 4 0 - л е т и ю СО ДНЯ СМЕРТИ) российской действительности, а это была певеселая, очень не­ веселая действительность. Отто- го-то чеховский юмор в наибо­ лее значительных’ произведени­ ях бывает окрашен в грустные топа. Это чаще всего смех сквозь слезы, и Чехов мог бы сказать о себе, как некогда сказал Го­ голь, — «горьким словом моим посмеются»... Можно легко проследить, как развивалось чеховское дарова­ ние от беззаботно веселых, ис­ крящихся смехом маленьких рас­ сказов Антоши Чехопте, пад ко­ торыми it ио сей день до упаду хохочут миллионы читателей, до таких бессмертных шедевров, как «Стень», страшные своим беспощадным реализмом «Пала­ та JV° В», «Человек в футляре», «Мужики», полные грустного лиризма «Дама с собачкой», «Ариадна», образцы мудрого проникновения в умы н сердца людей «Ионыч» и «Крыжовник» и, наконец, гениальные драмы Чехова, такие как «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», со­ ставившие эпоху в истории рус­ ского театра. Многое, очень многое нз че­ ховского литературного наслед­ ства вошло в наш обиход, по­ лучив значение народных пос­ ловиц. Достаточно назвать хотя бы такие рассказы, как «Хаме­ леон» или «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре», «Душеч­ ка» и др. Эти чеховские образы неод­ нократно использовались в ре­ чах п литературных произведе­ ниях Ленина и Сталина. Имена «Душечки», «Хамелеона», «Че­ ловека в футляре» и в особен­ ности «Унгера Иришибеева» уже давно стали нарицательны­ ми. Но не только эти имена и вообще не только имена. «На деревню дедушке» — адрес, ио которому посылал своп горькие жалобы маленький сапожник Ванька, тоже ведь стал поговор­ кой. Но кто же мог бы прочи­ тать рассказ «Ванька», не ощу­ тив чувства острой горечи и жалости к несчастному ребенку, кто может без содрогания и ужаса читать рассказ «Спать хочется» — может быть самый страшный из всех рассказов в мировой литературе, страшный именно своей беспощадной жиз­ ненностью, своей жестокой прав­ дивостью. Лев Толстой считал Чехова величайшим новеллистом мира и ставил его выше Мопассана. Так оно и есть в действитель­ ности. Как мастер короткого рас­ сказа — новеллы, А. П. Чехов равных себе не имеет нигде! Гениальный психолог, прони­ кающий во внутренний мир не только человека, по даже жи­ вотного («Каштанка», «Белоло­ бый»), он владел словом с .та ­ ким виртуозным совершенством, что в этом отношении его ре­ шительно не с кем сравнивать. Портретная точность его внеш­ них характеристик поразитель­ на. Как образец можно привес­ ти хотя бы изображение злоб­ ной и хищной кулачки Аксиньи из повести «В овраге» «...B этих немигающих глазах и в рлепькой голове на длинной шее, и в ее стройности быто что то змеиное; зеленая, с жел­ той грудью с улыбкой она гля­ дела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадю­ ка, вытянувшись и подняв го­ лову». Вся Аксинья здесь, как на ладони, и даже зеленое с жел­ той грудью платье, которое она носит, как бы составляет часть ее змеиной натуры, обуревае­ мой только одним чувством - волчьей, кулацкой алчностью. Да, такая женщина способна убить из-за пятака, ошпарить крутым кипятком грудного ре­ бенка, сжить со свету кого’ угодно и при этом не ощутить пи жалости, ни раскаяния. Нечего и думать, копечііо, о том, чтобы в этой по необходи­ мости краткой статье дать ис­ черпывающую оценку литера­ турного наследия Чехова. Оіг колоссально но объему и попе- ’ типе грандиозно по своему все­ мирно-историческому значению. От шутки, вроде знаменитой «Хирургии» или веселого воде­ виля «Предложение», до вере­ ницы "\:ішнпих людей», выве­ денных в ряде произведений Чехова расстояние, велико, но все это чеховское и все состав­ ляет истинную сокровищницу художествеиного, слова. Мы совсем не касаемся здесь драматургии Чехова. Это тела специальной статьи. Заметим только, что не случайно эмбле­ мой лучшего в мире театра — Московского Художественного театра им. Горького —- является чайка, залетевшая сюда из пье­ сы Чехова «Чайка», триумфаль­ ным успехом которой 17 декаб­ ря 1898 года начался истори­ ческий путь театра. Величайший авторитет в те­ атральном искусстве К. С. Ста­ ниславский писал о Чехове, что он «одинаково владеет на сце­ не и внешней н внутренней-' правдой. Он уточнил и углубил нашп знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, кото­ рые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на че­ ловеческую душу». Ничего нельзя прибавить к этой законченной п полной ха­ рактеристике. Великий русский художник верил в будущее сво­ ей страны ц своего народа. Он знал, что после долгой, ненаст­ ной ночи наступят йсный день. Уже смертельно больной, м год до смерти он говорил уста­ ми умирающего от злой чахот­ ки художника Саши (рассказ «Невеста»), что будет время, когда «все полетит вверх дном, все изменится, точно по вол­ шебству. И будут тогда здесь громадные великолепнейшие до­ ма, чудесные сады, фонтаны, не­ обыкновенные, замечательны люди»... Время это наступило уже ничто не может остановят его течения. Варварская сила, пытающаяся затормозить, ост * повить ход истории, будет ело. лена и сметена с лица землю В дни великой битвы мы забыли Чехова, как не за&ьь и всех других, кто олице™ ряет собой гений бессмертн народа. Имена их навеки ос нутся священными для мил,д нов и миллионов людей, ДлЯ ' I и для самых дальних наш*1* потомков. в. ГОРОДИНСІ^І ГМ Лг 106268. Заказ № 344. Ответственный редактор С. Л Ь В і В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz