В бой за Родину. 1943 г. Июнь.

2. В Б О И З А Р О Д И Н У Г) июня 1943 Г. ЛЁ 47. „ПАХАРЬ" МОРСКИХ ПУТЕЙ ■■■ —■ — . ■ .......................... ......... ............. — — ---------- —------------— ---------- - -*■ За образцовое выполнение заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и п р о я в л е н н ы е при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР т р а л ь щ и к 3 2 награжден орденом Красного Знамени Боевые дела Краснознаменного тральщика Этот невзрачный на вид кораблі стал другом свирепых штормов, густых туманов, непроглядных снежных зарядов. Они его посто­ янные спутники. Привыкнув друг к другу» очи редко разлучаются. Лишь когда иссякнут запасы, ко­ рабль покидает родную стихию и заходит в базу. Напряженная жизнь в море, су­ ровая борьба с арктической непо­ годой, встреча с фашистскими подводными и воздушными пира­ тами сделали краснофлотцев и командиров этого корабля дисцип­ линированными и бесстрашными воинами. Для минеров, комендоров, машинистов, рулевых и всех дру­ гих специалистов пет преград, ког­ да речь идет о боевом приказе. Сознание своего воинского долга перед Родиной, высокая боевая выучка обеспечивали образцовое выполнение всех заданий командо­ вания. НЕРАВНЫЙ БОЙ Вместе с другим кораблем тральщик очищал важный участок от вражеских мин. Низко над мо­ рем неслись густые набухшие об­ лака. Нордовый ветер гнал крутые волны. Трудно 1 такую погоду ра ботаті. с тралом, по путь для иду­ щих кораблей должен быть очи­ щен. Это попи.мали мннбри крас­ нофлотцы Медников, Малыгин, Иванов и их командир старшина 2-й статьи Журавлев, это понимали все и работали не взирая на трудности. После обеда наблюдатель Фи­ липп Эубрицкнй услышал на вес­ те шум моторов. Через некоторое время поступил доклад сигналь­ щика Мапкевича: — Вижу вражеские самолеты. Встречным курсом на корабль шли одиннадцать немецких бомбар­ дировщиков. Зайдя за корму, „Юп- керсы" развернулись для атаки. — Рубить трал,— распорядил­ ся командир и приказал комендо­ рам открыть огонь. С болыо в сердце отдал трал морю Иван Журавлев. „Это будет первая потеря за всю войну, — подумал он, —но иначе невозможно. Жизнь людей и корабля ценнее". Три бомбардировщика спикиро­ вали на корабль одновременно с трех сторон. Расчеты командиров орудий Фадеева и Сорокина мет­ ким огнем встретили фрицев. Ко­ мендоров поддержали пулеметчи­ ки Зиновьев и Зубрицкий. Снопы трассирующих нуль преградили дорогу „Юнкерсам”. Они не выдер­ жали огня, свернули с боевого курса, сброшенные ими бомбы ра­ зорвались в море. Немцы уже сбросили более 20 бомб, но ни одна из них не попа­ ла в цель. Озлобленные неудачами, немец­ кие „ассы“ снизились на высоту 150 — 200 метров и открыли по тральщику нушечно -пулеметный огонь. Возникший пожар быстро потушили бойцы аварийной пар­ тии под руководством боцмана старшины 1-й статьи Козленке. По одному самолету орудие Ф а ­ деева в упор ударило шрапнелью. В это время одна из бомб разорва­ лась близко у кормы. Взрывной волной расчет отбросило от своих мест. Первый наводчик Максим Шевченко, установщик прицела и целика Василий Терентьев, нат­ ронный Лебедев и другие быстро вскочили на ноги и стали на свои посты. У Терентьева потекла кровь из ушей, его оглушило, но он са­ мостоятельно делал установки, и орудие продолжало вести огонь. Непрерывно били по врагу, стойко держались пулеметчики Зиновьев и Зубрицкий. В конце боя смертельно ранило краснофлотца Зубрицкого. — Бейте гадов!., — только и ус­ пел сказать отважный моряк-пуле­ метчик. Еще 2 „Юнкерса" атаковали ко­ рабль, но и они были отбиты. ПУТЬ чист Где поработает тральщик ка­ питан-лейтенанта Дуглацзе, там корабли могут итти уверенно и спокойно. Это мнение прочно уко­ ренилось у моряков Севера, и оно является лучшей похвалой для личного состава. „Неутомимый труженик моря“,— с уважением говорят об этом ко­ рабле. Его люди смело и реши­ тельно очищают от фашистских мин пути нашим кораблям. ...Зима застала их вдали от ба­ зы. Материальная часть трала не была приспособлена к тралению в условиях начала ледостава. Воз­ никли непредвиденные затрудне­ ния. Выход из положения нашел старшина 2-й статьи Иван Журав­ лев. Чтобы не повредить льдом тралящую часть, он предложил об­ тянуть ее листовым железом. Ко­ мандир одобрил инициативу стар­ шины. Минеры приступили к ра ­ боте в необычных условиях... Траление началось. Трещит лед. Гудят машины. Вдруг раздался оглушительной силы взрыв. Пря­ мо по носу поднялся высокий всплеск воды, содрогнулся корпус корабля. Вражеская мина взлете­ ла на воздух. Вскоре последовало еще несколько мощных взрывов. Контрольное траление подтвер­ дило, что путь чист, корабли и транспорты могут итти без опаски. За время войны с немецкими разбойниками корабль прошел 33.294 мили, из них 5.519 миль с тралом, отконвоировал 98 транс­ портов, отразил более 10 воздуш­ ных атак противника, уничтожил много немецких мин, выполнил ряд других особенно важных и от­ ветственных заданий. ВСЕНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ Незабываемое утро первого июня сего года. Далеко в море, во вре­ мя выполнения боевого задания, услышали краснофлотцы и коман­ диры голос московского диктора, читавшего Указ Президиума Вер­ ховного Совета СССР о награжде­ нии их тральщика орденом Крас- ногр Знамени. Необычайную гор­ дость и бурную радость испытыва­ ли моряки. С этой минуты для каж­ дого из них корабль стал еще до­ роже и роднее. Личный состав воспринял высо­ кую награду, как всенародное приз­ нание его боевых дел, как при­ зыв к новым подвигам и победам. Быть бойцом Краснознаменного экипажа — великая честь. Эго сознают краснофлотцы и команди­ ры тральщика. По примеру своих лучших мастеров военного дела электрика Малкова, комендора С о ­ рокина, автоматчика Зиновьева, ма­ шиниста Барзеикова и многих дру­ гих личный состав день за днем совершенствует свое боевое мас­ терство. Командир соединения, поздрав­ ляя экипаж с правительственной наградой, выразил уверенность в том, что краснофлотцы и команди­ ры тральщика всегда и везде су ­ меют отстоять честь орденоносного корабля. В этом можно не сомневаться. Михаил Ющенко. Б Ы С Т Р О И Т О Ч Н О Р А С П О З Н А В А Т Ь ВРАЖЕСНИЕ НОРАБЛИ Основным способом разведки корабля и море является наблю­ дение различными средствами и прежде всего — зрительное. Наб­ людение — важнейшая обязан­ ность личного состава корабля в условиях войны. Оно ведется не только сигнальщиками и спе­ циальными наблюдателями, но и краснофлотцами у каждой пушки, у каждого торпедного аппарата и т. д. Хорошо организованное наблю­ дение-залог успеха в бою. Тот, кто первый заметил противника, дает первый залп, использует все преимущества внезапного напа­ дения. Можно привести многочислен­ ные примеры образцовой работы наблюдателей на наших кораб­ лях, но мы напомним лишь неко­ торые факты. 27 сентября 1941 г. четыре торпедных катера под командованием тов. Гуманенко вышли в море для атака вражес­ ких кораблей. Вскоре катерники обнаружили немецкий вспомога­ тельный крейсер, эсминец типа .Ганс Людеман" и пять эсмин­ цев типа „Леберехт Маас*. Под прикрытием дымовой завесы ка­ тера пошли в атаку, результатом которой явилась гибель крейсе­ ра и двух эсминцев, а также сильное повреждение эсминца типа .Ганс Людеман*. Так, хоро­ шо организованное наблюдение на торпедных катерах способ­ ствовало блестящей победе над вражескими кораблями. Однажды после зарядки акку­ муляторов подводная лодка под­ ходила к берегу противника. За­ метив ее, немцы выслали мино­ носец, который выбрал удобную позицию для атаки и замаскиро­ вался у берега. Однако сигналь­ щики по едва заметным в темно­ те очертаниям корпуса сумели распознать притаившегося врага и своевременно доложили об этом вахтенному командиру. В тот момент, когда миноносец дал ход, намереваясь атаковать под­ водную лодку, она погрузилась и миноносец безрезультатно сбросил 38 глубинных бомб. Бди­ тельное и внимательное несение наблюдательной вахты дало воз­ можность подводной лодке укло­ ниться от атаки миноносца и ус­ пешно выполнить боевое зада­ ние. Личный состав, обслуживаю­ щий посты наблюдения, должен особенно внимательно следить за окружающей обстановкой. Представим себі', что на кораб­ ле хорошо организовано ближ­ нее наблюдение .sa подводными лодками. Наблюдатели располо­ жены так, что оніі ведут наблю­ дение вокруг корабля на 360°. С точки зрения организации сдела­ но все, чтобы во-время заметить перископ подводной лодки, пла­ вающую мину, торпеду. Однако эти объекты могут быть замече­ ны своевременно лишь в том случае, еелн каждый нз наблю­ дателей внимательно следит за порученным ему сектором, не отвлекаясь ничем посторонним. К чему приводит невниматель­ ное наблюдение можно видеть на следующем примере. На од­ ной из подводных лодок Север­ ного флота сигнальщик Харито­ нов, наблюдая за солнечной сто­ роной горизонта, мало следил за полосой воды, залитой светом и не заметил миноносец противни­ ка, который с большой дистан­ ции открыл огонь по лодке. Толь­ ко благодаря искусному манев­ рированию командира и быстро­ му уходу под воду, подводной лодке удалось благополучно уйти от миноносца. Таким образом, невнимательное несение наблю­ дательной вахты и недостаточ­ ная бдительность сигнальщика едва не явились причиной, гибе­ ли подводной лодки. Быстрое и точное определение класса и типа обнаруженного ко­ рабля имеет исключительное зна­ чение в боевой обстановке. Вся­ кая ошибка и неточность в этих случаях может привести к тяже­ лым последствиям. В 1916 г. на Черном море ди­ визион миноносцев атаковал свой же -линейный корабль „Императ­ рица Мария", приняв его за неп­ риятельский линейный крейсер „Гебен“, и выпустил по нему 10 торпед. Только благодаря счастливой случайности ни одна торпеда не попала в линейный корабль, но последствия плохо­ го наблюдения и опознания мог­ ли оказаться роковыми. Наблюдатели должны хорошо изучить силуэты вражеских ко­ раблей и уметь быстро распоз­ навать врага в море. Особенно острой должна быть бдительность во время боевого соприкосновения с противником. Если наблюдатель отвлечется от наблюдения в заданном секторе и будет смотреть за уже обна­ руженным самолетом, подводной лодкой и т. д., то он может про­ пустить объект в своем секторе и этим нанести непоправимый вред своему кораблю. При обна­ ружении противника одним из наблюдателей нельзя привлекать внимание других к этому. Надо помнить, что внезапно могут появиться другие вражеские ко­ рабли, торпеды, самолеты. Чтобы добиться более тща­ тельного наблюдения за морем, необходимо вести наблюдение, главным обрааом оптическими приборами (бинокль, стереотру­ ба), так как обнаружить ими про­ тивника можно гораздо скорее, чем невооруженным глазом. Но постоянпое наблюдение в би­ нокль утомляет глаз и притуп­ ляет остроту зрения. Поэтому время от времени нужно давать отдых глазам. Никогда не надо смотреть прямо на солнце. Нельзя устремлять свое вни­ мание подолгу в одном направ­ лении или на одну точку, иначе можно пропустить какой - либо объект, появившийся с другой стороны. Но нельзя и скользить по сектору наблюдения. Надо вести глаза по горизонту мед­ ленно, чтобы была возможность пристально вглядываться в каж­ дую точку сектора. Наблюдатель должен всегда помнить, что от его вниматель­ ности и бдительности зависит успешное выполнение боевого задания, безопасность своего, а часто и других кораблой. Чем раньше обнаружен враг, тем бо­ лее сокрушительный удар будет ему нанесен. Капитан 2 ранга А. Кирносо». К. 8166'. Заказ № 270 Ответ, редактор С. ЛЬВОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz