В бой за Родину. 1943 г. Июнь.
2. В Б О И З А Р О Д И Н У Г) июня 1943 Г. ЛЁ 47. „ПАХАРЬ" МОРСКИХ ПУТЕЙ ■■■ —■ — . ■ .......................... ......... ............. — — ---------- —------------— ---------- - -*■ За образцовое выполнение заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и п р о я в л е н н ы е при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР т р а л ь щ и к 3 2 награжден орденом Красного Знамени Боевые дела Краснознаменного тральщика Этот невзрачный на вид кораблі стал другом свирепых штормов, густых туманов, непроглядных снежных зарядов. Они его посто янные спутники. Привыкнув друг к другу» очи редко разлучаются. Лишь когда иссякнут запасы, ко рабль покидает родную стихию и заходит в базу. Напряженная жизнь в море, су ровая борьба с арктической непо годой, встреча с фашистскими подводными и воздушными пира тами сделали краснофлотцев и командиров этого корабля дисцип линированными и бесстрашными воинами. Для минеров, комендоров, машинистов, рулевых и всех дру гих специалистов пет преград, ког да речь идет о боевом приказе. Сознание своего воинского долга перед Родиной, высокая боевая выучка обеспечивали образцовое выполнение всех заданий командо вания. НЕРАВНЫЙ БОЙ Вместе с другим кораблем тральщик очищал важный участок от вражеских мин. Низко над мо рем неслись густые набухшие об лака. Нордовый ветер гнал крутые волны. Трудно 1 такую погоду ра ботаті. с тралом, по путь для иду щих кораблей должен быть очи щен. Это попи.мали мннбри крас нофлотцы Медников, Малыгин, Иванов и их командир старшина 2-й статьи Журавлев, это понимали все и работали не взирая на трудности. После обеда наблюдатель Фи липп Эубрицкнй услышал на вес те шум моторов. Через некоторое время поступил доклад сигналь щика Мапкевича: — Вижу вражеские самолеты. Встречным курсом на корабль шли одиннадцать немецких бомбар дировщиков. Зайдя за корму, „Юп- керсы" развернулись для атаки. — Рубить трал,— распорядил ся командир и приказал комендо рам открыть огонь. С болыо в сердце отдал трал морю Иван Журавлев. „Это будет первая потеря за всю войну, — подумал он, —но иначе невозможно. Жизнь людей и корабля ценнее". Три бомбардировщика спикиро вали на корабль одновременно с трех сторон. Расчеты командиров орудий Фадеева и Сорокина мет ким огнем встретили фрицев. Ко мендоров поддержали пулеметчи ки Зиновьев и Зубрицкий. Снопы трассирующих нуль преградили дорогу „Юнкерсам”. Они не выдер жали огня, свернули с боевого курса, сброшенные ими бомбы ра зорвались в море. Немцы уже сбросили более 20 бомб, но ни одна из них не попа ла в цель. Озлобленные неудачами, немец кие „ассы“ снизились на высоту 150 — 200 метров и открыли по тральщику нушечно -пулеметный огонь. Возникший пожар быстро потушили бойцы аварийной пар тии под руководством боцмана старшины 1-й статьи Козленке. По одному самолету орудие Ф а деева в упор ударило шрапнелью. В это время одна из бомб разорва лась близко у кормы. Взрывной волной расчет отбросило от своих мест. Первый наводчик Максим Шевченко, установщик прицела и целика Василий Терентьев, нат ронный Лебедев и другие быстро вскочили на ноги и стали на свои посты. У Терентьева потекла кровь из ушей, его оглушило, но он са мостоятельно делал установки, и орудие продолжало вести огонь. Непрерывно били по врагу, стойко держались пулеметчики Зиновьев и Зубрицкий. В конце боя смертельно ранило краснофлотца Зубрицкого. — Бейте гадов!., — только и ус пел сказать отважный моряк-пуле метчик. Еще 2 „Юнкерса" атаковали ко рабль, но и они были отбиты. ПУТЬ чист Где поработает тральщик ка питан-лейтенанта Дуглацзе, там корабли могут итти уверенно и спокойно. Это мнение прочно уко ренилось у моряков Севера, и оно является лучшей похвалой для личного состава. „Неутомимый труженик моря“,— с уважением говорят об этом ко рабле. Его люди смело и реши тельно очищают от фашистских мин пути нашим кораблям. ...Зима застала их вдали от ба зы. Материальная часть трала не была приспособлена к тралению в условиях начала ледостава. Воз никли непредвиденные затрудне ния. Выход из положения нашел старшина 2-й статьи Иван Журав лев. Чтобы не повредить льдом тралящую часть, он предложил об тянуть ее листовым железом. Ко мандир одобрил инициативу стар шины. Минеры приступили к ра боте в необычных условиях... Траление началось. Трещит лед. Гудят машины. Вдруг раздался оглушительной силы взрыв. Пря мо по носу поднялся высокий всплеск воды, содрогнулся корпус корабля. Вражеская мина взлете ла на воздух. Вскоре последовало еще несколько мощных взрывов. Контрольное траление подтвер дило, что путь чист, корабли и транспорты могут итти без опаски. За время войны с немецкими разбойниками корабль прошел 33.294 мили, из них 5.519 миль с тралом, отконвоировал 98 транс портов, отразил более 10 воздуш ных атак противника, уничтожил много немецких мин, выполнил ряд других особенно важных и от ветственных заданий. ВСЕНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ Незабываемое утро первого июня сего года. Далеко в море, во вре мя выполнения боевого задания, услышали краснофлотцы и коман диры голос московского диктора, читавшего Указ Президиума Вер ховного Совета СССР о награжде нии их тральщика орденом Крас- ногр Знамени. Необычайную гор дость и бурную радость испытыва ли моряки. С этой минуты для каж дого из них корабль стал еще до роже и роднее. Личный состав воспринял высо кую награду, как всенародное приз нание его боевых дел, как при зыв к новым подвигам и победам. Быть бойцом Краснознаменного экипажа — великая честь. Эго сознают краснофлотцы и команди ры тральщика. По примеру своих лучших мастеров военного дела электрика Малкова, комендора С о рокина, автоматчика Зиновьева, ма шиниста Барзеикова и многих дру гих личный состав день за днем совершенствует свое боевое мас терство. Командир соединения, поздрав ляя экипаж с правительственной наградой, выразил уверенность в том, что краснофлотцы и команди ры тральщика всегда и везде су меют отстоять честь орденоносного корабля. В этом можно не сомневаться. Михаил Ющенко. Б Ы С Т Р О И Т О Ч Н О Р А С П О З Н А В А Т Ь ВРАЖЕСНИЕ НОРАБЛИ Основным способом разведки корабля и море является наблю дение различными средствами и прежде всего — зрительное. Наб людение — важнейшая обязан ность личного состава корабля в условиях войны. Оно ведется не только сигнальщиками и спе циальными наблюдателями, но и краснофлотцами у каждой пушки, у каждого торпедного аппарата и т. д. Хорошо организованное наблю дение-залог успеха в бою. Тот, кто первый заметил противника, дает первый залп, использует все преимущества внезапного напа дения. Можно привести многочислен ные примеры образцовой работы наблюдателей на наших кораб лях, но мы напомним лишь неко торые факты. 27 сентября 1941 г. четыре торпедных катера под командованием тов. Гуманенко вышли в море для атака вражес ких кораблей. Вскоре катерники обнаружили немецкий вспомога тельный крейсер, эсминец типа .Ганс Людеман" и пять эсмин цев типа „Леберехт Маас*. Под прикрытием дымовой завесы ка тера пошли в атаку, результатом которой явилась гибель крейсе ра и двух эсминцев, а также сильное повреждение эсминца типа .Ганс Людеман*. Так, хоро шо организованное наблюдение на торпедных катерах способ ствовало блестящей победе над вражескими кораблями. Однажды после зарядки акку муляторов подводная лодка под ходила к берегу противника. За метив ее, немцы выслали мино носец, который выбрал удобную позицию для атаки и замаскиро вался у берега. Однако сигналь щики по едва заметным в темно те очертаниям корпуса сумели распознать притаившегося врага и своевременно доложили об этом вахтенному командиру. В тот момент, когда миноносец дал ход, намереваясь атаковать под водную лодку, она погрузилась и миноносец безрезультатно сбросил 38 глубинных бомб. Бди тельное и внимательное несение наблюдательной вахты дало воз можность подводной лодке укло ниться от атаки миноносца и ус пешно выполнить боевое зада ние. Личный состав, обслуживаю щий посты наблюдения, должен особенно внимательно следить за окружающей обстановкой. Представим себі', что на кораб ле хорошо организовано ближ нее наблюдение .sa подводными лодками. Наблюдатели располо жены так, что оніі ведут наблю дение вокруг корабля на 360°. С точки зрения организации сдела но все, чтобы во-время заметить перископ подводной лодки, пла вающую мину, торпеду. Однако эти объекты могут быть замече ны своевременно лишь в том случае, еелн каждый нз наблю дателей внимательно следит за порученным ему сектором, не отвлекаясь ничем посторонним. К чему приводит невниматель ное наблюдение можно видеть на следующем примере. На од ной из подводных лодок Север ного флота сигнальщик Харито нов, наблюдая за солнечной сто роной горизонта, мало следил за полосой воды, залитой светом и не заметил миноносец противни ка, который с большой дистан ции открыл огонь по лодке. Толь ко благодаря искусному манев рированию командира и быстро му уходу под воду, подводной лодке удалось благополучно уйти от миноносца. Таким образом, невнимательное несение наблю дательной вахты и недостаточ ная бдительность сигнальщика едва не явились причиной, гибе ли подводной лодки. Быстрое и точное определение класса и типа обнаруженного ко рабля имеет исключительное зна чение в боевой обстановке. Вся кая ошибка и неточность в этих случаях может привести к тяже лым последствиям. В 1916 г. на Черном море ди визион миноносцев атаковал свой же -линейный корабль „Императ рица Мария", приняв его за неп риятельский линейный крейсер „Гебен“, и выпустил по нему 10 торпед. Только благодаря счастливой случайности ни одна торпеда не попала в линейный корабль, но последствия плохо го наблюдения и опознания мог ли оказаться роковыми. Наблюдатели должны хорошо изучить силуэты вражеских ко раблей и уметь быстро распоз навать врага в море. Особенно острой должна быть бдительность во время боевого соприкосновения с противником. Если наблюдатель отвлечется от наблюдения в заданном секторе и будет смотреть за уже обна руженным самолетом, подводной лодкой и т. д., то он может про пустить объект в своем секторе и этим нанести непоправимый вред своему кораблю. При обна ружении противника одним из наблюдателей нельзя привлекать внимание других к этому. Надо помнить, что внезапно могут появиться другие вражеские ко рабли, торпеды, самолеты. Чтобы добиться более тща тельного наблюдения за морем, необходимо вести наблюдение, главным обрааом оптическими приборами (бинокль, стереотру ба), так как обнаружить ими про тивника можно гораздо скорее, чем невооруженным глазом. Но постоянпое наблюдение в би нокль утомляет глаз и притуп ляет остроту зрения. Поэтому время от времени нужно давать отдых глазам. Никогда не надо смотреть прямо на солнце. Нельзя устремлять свое вни мание подолгу в одном направ лении или на одну точку, иначе можно пропустить какой - либо объект, появившийся с другой стороны. Но нельзя и скользить по сектору наблюдения. Надо вести глаза по горизонту мед ленно, чтобы была возможность пристально вглядываться в каж дую точку сектора. Наблюдатель должен всегда помнить, что от его вниматель ности и бдительности зависит успешное выполнение боевого задания, безопасность своего, а часто и других кораблой. Чем раньше обнаружен враг, тем бо лее сокрушительный удар будет ему нанесен. Капитан 2 ранга А. Кирносо». К. 8166'. Заказ № 270 Ответ, редактор С. ЛЬВОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz