В бой. 1943 г. Февраль.

В БОЙ! 28 февраля 1943 г., N 2 7. Матросский опыт и смекалку —на службу родному флоту! Советский военный моряк не только бесстрашный воин, он смекалистый и бережливый труженик. Среди нас немало моряков, смекалка и бережливость которых служат Родине. краснофлотец! Прочитай рассказы мастеров своего дела, поделись своим опытом. Помни, каждое деловое предложение, каждый сбереженный килограмм топлива и металла—вклад в фонд победы. ИЗ НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА Много ракообразных деталей прошло через мои руки за 35 лет работы на токарном станке. Я хочу коротко поделиться опы­ том с молодыми токарями. Приступая к изготовлению какой либо детали, я прежде всего обдумываю, как проще, скорео и легче установить ее и обработать. Возьмем к примеру такую деталь, как мотылевый подшипник, залитый бабитом, который нужно расточить. Многие крепят его— на уголь- рике, прикрепленном к план­ шайбе. Это отнимает много вре­ мени и труда, Я делаю иначе. Подшипник зажимаю в распоры кулачков американского патрона и проверив по угольнику приле­ гающую к мотылю часть, тор­ цую одну сторону. Затем сняв подшипник с патрона укрепляю двумя планками к планшайбе, после чего растачиваю быстро и легко. Е сли перед обработкой каждой новой детали хорошо продумать предстоящий процесс, то с уве­ ренностью молено сказать, что в него можно внести много но­ вого. Внимательное отношение к работе развивает рационализа­ торскую мысль и, в конечном «чете, приводит к экономии вре­ мени и материала. Практика показала, что не всегда следует придерживаться старых методов и норм выра­ ботки. Надо стараться изменить их, избегать явно устаревшего шаблона. Например, процесс изготовле­ ния такой детали, как червяк для больших' паралельных ти­ сков я изменил. Раньше червяк изготовлялся из круглой пятиде­ сятимиллиметровой болванки или из покобки . Я сделал его из двух частей: самого червяка и головки, которые свинчиваются между собою. Этим мне удалось добиться экономии материала и времени. Вот уже второй год, как паши мастерские делают червяки по моему способу. Приведу еще один пример ра­ ционализаторской мысли. Обтека­ тели гребных винтов, как из­ вестно предохраняют от корро­ зии гайку и конец гребного вала. Для этого бронзовая глухая гай­ ка — обтекатель снабжается цинковым протектором. Изменив конструкцию такого обтекателя, мне удалось заменить цинк железным коническим кол­ паком толщиной 1— 1,5 мм., прикрепленным к гайке 4-мя шурупами. В средину колпака — обтекателя набивается тавот. Об текатель изготовляется быстрее и обходится дешевле. Мичман П. Ф. Гажур. БЫСТРЕЕ И ЛУЧШЕ Недавно в наших мастерских применен оригинальный способ шлифовки гильз блока моторов. Раньше гильзы шлифовались вручную. Па это затрачивалось много времени и дефицитное на­ ждачное Полотно. Теперь работа выполняется в три раза быстрее, наждачное полотно но расходует* ся. Примененный способ несложен. В патроп сверлильного станка вставлен .стержень с насаженны­ ми по окружности деревянными лопатками, обтянутыми фетрой. Эти лопатки, смазанные смесыо наждака, с керосином, при враще­ нии стержня прижимаются к етенкам гильз и шлифуют их. Авторами предложения являют­ ся • старшина 2*й статьи Зубарев я краснофлотец Лебедь. Конструк­ тивную разработку предложения осуществил краснофлотец Леон тьсв. Всем тропм об'явлеиа бла­ годарность. , Не менее эффективно предло* жепие главстарпгины Коровина. Он изготовил шаблон для правки лопастей гребных винтов. До этого винты правили без шаблона, за­ трачивали много времени, необ1 ходимой точности не достигали Теперь работа ускорилась в пол­ тора— два раза. Отремонтирован* ные винты отвечают .техническим условиям. Главстаршине Коровину об’яв­ лена благодарность. Это не пер* вое, получаемое им поощрение за эффективные рационализаторские предложения. Техник-лейтенант И. Е. Салтыков. Краснофлотское трудолюбие Краснофлотец Трофимов сапож­ ным делом никогда не занимался. До войны он заведывал магази­ ном, а ка корабле стал комендором. Корабль, на котором служит Трофимов, находился в длитель­ ном плавании. Обувь многих краснофлотцев нуждалась в ре­ монте-, но чинить ее никто не умел. Краснофлотец Трофимов взялся ва ремонт, и вскоре стал не толь­ ко -мастерски подбивать подметки, I но и перетягивать сапоги. Мно- I пгм командирам он обшил кожей валенки. Получились аккуратные бурки. На мокрой палубе нога не сыреет и валенки поеятся дольше. Так, наряду с исполнением прямых обязанностей комендора, краснофлотец Трофимов выполнял нужное для всего экипажа дело. Трудолюбие краснофлотца оце­ нено. Командир корабля вынес ему поощрение. ПЕРЕДОВИКИ ЭКОНОМИИ Борясь за сбережение каждого килограмма горючего и смазочно­ го, люди нашей электростанции в прошлом году сэкономили 4.000 кг. горючих и 649 кгр. смазоч­ ных материалов. Этой экономии мы добились путем ежедневного осмотра фор­ сунок, промывки фильтра, пра­ вильной и своевременной регу­ лировки топливных насосов. Из­ вестно, что с уменьшением на­ грузки двигатель увеличивает ко­ личество оборотов и топливо пол­ ностью сгорать не успевает. В таком случае моторист регулирует подачу топлива., добиваясь его полного сгорания. Краснофлотцы и младшие командиры проявляют много по­ лезной смекалки и находчивости. Старшина 2-й статьи Оиолев за­ думался над тем, как избежать потери масла из картера. Раньше оно вместе с отработанным сбега­ ло в сточную канавку, где за­ грязнялось и, •наконец, выбра­ сывалось. Ополев устроил отводную труб­ ку, через которую масло соби­ рается в ведро. После фильтрации оно используется, как смазочный материал на других агрегатах. Много уделяется внимания со­ держанию в чистоте фильтра. За этим внимательно следят крас­ нофлотцы-мотористы Копев и Камшилов. Борьбе ‘за экономию помогает учет, налаженный старшиной 2-й статьи Евстифеевым. Все специа­ листы точно знают, сколько ими израсходовано тех или других ма­ териалов за вахту. Главстаршина ' К. Ахметзянов. Уменьшили . расход горючего В прошлом году нам часто делали замечания о перерасходе горючего. Собравшись на совеща­ ние, мы подробно обсудили этот наболевший вопрос. Позднее все специалисты стали строго сле­ дить за расходованием горючего и уже к концу года добились его экономии на 10 процентов. Важнейшим условием экономии явилось отличное освоение лич­ ным составом доверенных меха­ низмов, тщательное их обслужи­ вание. Мы так отрегулировали карбюраторы, что моторы стали работать лучше, а топлива расхо­ довать меньше. Большую работу по экономии проделали командир отделения мотористов т. Прихода, красно­ флотцы Елисеев, Шумилов и другие. В январе мы сэкономили 13 процентов горючего. Старшина 1-й статьи I И. С. Кривенко. Младшие командиры и краснофлотцы Н-ской части на строевых занятиях. Фото Н. Некрасова. ФИЗИЧЕСИАЯ ПОДГОТОВКА- ОБЯЗАННОСТЬ *КАЖДОГО МОРЯНА Военно-морская служба требует от бойцов и командиров большого напряжения воли и сил. Поэтому необходимо, чтобы каждый крас­ нофлотец был физически зака­ ленным, выносливым, умел бы преодолевать любые трудности суровой походной жизни. Краснофлотец должен уметь управлять шлюпкой на веслах и под парусами, знать приемы рукопашного боя в сочетании с передвижениями, преодолением препятствий и гранатометанием. Хождение на лыжах в любых условиях погоды и местности— неотемлемая часть физподготовки. Г>оец обязан знать приемы само­ контроля над своим организмом. Для проведения ежедневных физических упражнений (заря­ док) надо использовать все спор­ тивные снаряды, имеющиеся на кораблях — шторм-трапы, вы­ стрелы, концы, шкентеля, скоо- трапы и т. п. Продолжительность зарядок, 15— 20 минут, обяза­ тельно на открытом воздухе. Для того, чтобы результаты физподготовки были успешными необходима систематическая тре­ нировка, непрерывное совершен­ ствование личным составом прие­ мов и навыков, которые практи­ куются на занятиях. Лучшие достижения отдельных бойцов и команд— надо всячески поощрять, чтобы на их примерах учить всех остальных. На этот Физкультурный актив будет опи­ раться в своей работе младший командир, осуществляющий зада­ чи физподготовки. Отличники физподготовки и лучшие команды обязаны стать основой для роста физкультурно­ го движения в нашем соединении. Лейтенант А. Меньшенин. ЛЫЖНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ В день 25-й годовщины РККА I и ВМФ краснофлотцы нашего ■ соединения приняли участие в лыжных соревнованиях. В лыж­ ном пробеге на о километров участвовало три мужских коман­ ды, в 3-х километровом пробеге— одна команда девушек-красно- флотцев. Лучшие места среди мужских --------О команд заняли краснофлотцы Родин п Шухунов, среди девушек — краснофлотец Казанцева. 'Соревнования показали недо­ статочную натренированность команд. ІІикто из участников не завоевал первого места. Это необ­ ходимо учесть в дальнейшем, уделив лыжным тренировкам больше внимания. ЗАБОТЛИВЫЙ КОМЕНДОР Поход продолжался долго. Боль­ шой запас хлеба и сухарей под­ ходил к концу, а кораблю пред­ стояло еще много работы, в базу возвращаться было нельзя. На корабле имелась мука, но пекаря не было. Моряки заду­ мались, однако, выхода не нахо­ дили — выпекать хлеб никто не умел. — Мне приходилось видеть, ка к пекли хлеб на заводе, когда я работал там шофером, — ска­ зал однажды краснофлотец Куд­ рин. — Сам я хлеб никогда не пек, но если разрешат— попро­ бую. Кудрину разрешили. Он сделал формы для теста, приспособился па камбузе и, в ночное время, чтобы не мешать коку готовить обеды и ужины , занялся выпеч­ кой хлеба. Первый хлеб, ка к говорится, о блине, вышел комом, ко затем качество выпечки улучшилось. Кудрин стал выпекать черный и белый хлеб. Тот и другой был вкусным. Моряки с удовольствием ели свежий хлеб, выпеченный комендором. Забота, комендора обеспечила нормальное питание моряков, способствовала успешному выпол­ нению задания. Кудрину об’ явле­ на благодарность. А. Бобуров. Ответственный редактор А. ЧЕРНЯЕВ. ГМ13007. З а к . 2 2 1 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz