В бой. 1942 г. Июль.
В Б О И! 31 июля 1 9 4 2 г., N? 55, ЖИВУЧЕСТЬ—ВАЖНЕЙШЕЕ БОЕВОЕ КАЧЕСТви п ОРГАНИЗУЕМ ОБМЕН ОПЫТОМ АВАРИЙНЫХ ГРУПП Борьба за живучесть — борьба за боеспособность корабля 15 боевых операциях корабль, нанося уда|> врагу своими ііа- » гучгал е . ш ім ч и I‘род* "I вами может и 'сам получить некоторый урон .it повреждения от ударов неирля- теля. Корабельный устав указывает: «В бою всякий кораібль должен быть 'Готов к получению контр ударов П'ротиФвикд^ которые мо гут повреждать и выводить пз строя сто средства и личный состав». Для успеха 'боевой операций очень важно, чтобы каждый корабль был способен парализо вать удары противника., терпеть наименьший урон от них. Быст рая ликвидация повреждений, .подучаемых .в бою, сохраняет ооевую мощь корабля и дает .возможность .продолжать боевую деятельность. ■Борьба за живучесть корабля состоит из (совокупности .меро приятии, С. 'ПОМОЩЬЮ которых корабль ніри (наличии поврежден нпн в бою лоХрашет боеспособ ность. Задачи борьбы за живучесть исключительно ответственны. Они требуют умения и находчивости, твердости и .решите.іыностп дей ствии личного состава, быстроты испкіліісцші приказаний, а иногда и самопожертвования. «Малейшее замешательство ■может грозить .кораблю серьез ными бедпРиями. Только энер гичная іг и то ж.о .время хлад нокровная работа аварийных групп и личного состава отсеков Лудет опоообіетітвать успешной повреждениями и шо- в 'бою» (Корабельный ОТСТОЯТЬ РОДНОЙ КОРАБЛЬ ОТ ВРАЖЕСКИХ УДАРОВ В БОЮ, ВСЕМИ СИЛАМИ ОБЕС ПЕЧИТЬ СВОЕМУ КОРАБЛЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОБЕДНО ЗАКОНЧИТЬ БОЙ И РАЗГРОМИТЬ ВРАГА — ОТВЕТСТВЕННАЯ И БЛАГОРОДНАЯ ЗАДАЧА КАЖДОГО КРАСНОФЛОТЦА И КОМАНДИРА. I ПОМЕЩАЯ СТАТЬЮ ИНЖЕНЕРА КАПИ ТАН -Л ЕЙ Т ЕНАН ТА ТОВ. З А Х А Р Е ВИ Ч А , РЕДАК- | ЦИЯ ПРОСИТ ВОЕННОРОВ И В С Е Х КРАСНОФЛОТЦЕВ РАССКАЗ АТЬ НА С ТРАНИЦ А Х Н АШ ЕЙ ГА З Е ТЫ О СВОЕМ ОПЫТЕ БОРЬБЫ ЗА Ж И В У Ч Е С Т Ь КОРАБЛЯ В БОЕВОЙ О БС ТАНО В К Е , КА К ИСПРАВЛЯЛИСЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ПО ВР ЕЖ Д ЕНИ Я , КАК Т Р Е Н И Р УЮ Т С Е Б Я А В А РИ Й Н Ы Е Г Р У П П Ы , А ТА КЖ Е ПРИСЫЛАТЬ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ П Р ЕДЛОЖ ЕНИ Я ПО ПОСТАВЛЕННЫМ В С ТА ТЬ Е ВОПРОСАМ. адрьое жарамп устав). I! боях ч' 'немецко-фашистски ми оккупантами! многие корабли нашего соединения показали об разцовые действия в борьбз за живучесть, 'иногда в очень трудных условиях и при тяже лых повреждениях. Вот несколь ко примеров. Примеры самоотверженности, мужества и умения Корабль получил пробоину в подводной части ‘корпуса разме ром около 12 квадратных мет ров. Вода начала быстро посту пать внутрь н скоро бб’ем ее достиг lie 25 проценте}* водоиз мещения корабля. Личный состав действовал умело и решительно. Псе горловины ъ переборках ■были своевременно задраены. Переборки укрепили подпорками 'и распорками, чем предотврати ли исступление воды в машин ное отделение. И корабль смог дойти 'своим ходом к причалу. Во ;; чя боя с фашистскими самолетами от вражеских снаря дов на кираоле возникло три пожара одновременно: в мотор ном отделении,, в артиллерий ском погребе и в отсеке горю чего. Кроме того, в трех местах оказались .перебитыми масляные магистрали. " К306Ѳ. Краснофлотцы быстро заделали пробоины в баках с горючим и изолировали весь отсек. В мо торном отделении пламя сбили матаміи, резиной, одеждой, .всем, что было под руками. Погреб был затоплен водой. На повреж дения масляных магистралей положили бугеля. Такой самоотверженной и умелой борьбой краснофлотцев— верных сынов Родины — за живучесть корабля все повреж дения 'были ликвидированы. Корабль сохранил свою 'боеспо собность и пришел в базу своим ходом. Другой корабль в течение одного дня выдержан несколько атак фашистской авиации. Не мецкие самолеты сбросили на него более 200 'бомб. Одна из бомб разорвалась ■поблизости от борта и взрывной волной .выбило дейдвудные сальники. В ма шинное отделение интенсивно начала, поступать вода. Действуя it холодной воде, мотористы сумели 'ненравч гь чшреж tenне,, перешли сальники и дали фоікчіроианиый ход, а затем откачали набравшуюся 'ВОДУ. Изучать опыт каждого исправлени я повреждений Успешная борьба за живучесть корабля требует, чтобы личный состав был заранее подготовлен в ней, отлично знал свой ко рабль ,и механизмы, чтобы нее необходимые средства и мате риалы были заранее 'приготов лены в определенных местах. Предусмотреть все поврежде ния заранее невозможно, но одни и те же повреждения метут повторяться. Поэтому нужно изучить опыт каждого случа я исіправления иовреждении и учитывать его на будущее время. По своему характеру повреж ідения, которые корабль может получить, очень разнообразны. Примерно их можно объединить в следующие главные группы: 1) Поступление и 'распро странение веды в корабль из-за повреж іеннй от артиллерийских снарядов, торпед, мин, авиабомб. 2) Пожары при загорании различных горючих 'материалов, с возможными при этом взры вами |н распространением по кораблю огня и дыма. 3) Повреждения магистралей, подающих энергию: пар, воду, электроэнергию. 4) Повреждения 'механизмов, которые обеспечивают движение дают боевым различного средствам. по за две за и кораоля вораюля и.ти рода .энергию Со всеми этими группами по вреждений и аварий должен уметь 'бороться весь личный состав, для чего необходима хо рошая натренированность в рядке (боевой подготовки. Нем обеспечивается непотопляемость Мероприятия по борьбе живучесть разделяются на основные группы: борьба непотопляемость корабля борьба іза активность (боеспособ ность) всех его боевых средств. 'Непотопляемость обеспечивается: а) Наличием .водонепроницае мых (переборок, устройством корпуса, -броиированием. Все это предусматривается при постройке корабля. б) Запасом пловучести. в) Наличием водоотливных средств а! продуманной водоот ливной системы. г) Заранее заготовленными аварийными материалами для задел'кп пробоин. д) Обучением личного состава умению бороться за непотопляе мость своего корабля. е). Хорошей организацией борьбы 'за непотопляемость. Не обходимо на. каждом корабле иметь аварийное расписание и уметь івыбрат ь главные меро приятия в каждый данный мо мент для ликвидации данной аварии. Уметь быстро восстанавливать действие механизмов Активность (сохранение 'бое способности) івсех боевых средств кора-бля обеенечивается. а) Дублированием механизмов и систем трубопроводов и воз можностью быстро производить различное их переключение при повреждениях. '6) Наличием необходимых запасных частей н аварийного инструмента. в) Систематической трениров кой личного состава в действиях по восстановлению іцоврежден ных механизмов. Борьба !за активность средств облегчается прежде в'сего хорошо продуманной расстановкой меха низмов и устройств. Личному составу необходимо системати чески тренироваться в умении Исправлять (повреждения 'всех трубопроводов и сети электро энергии. При пробивании пара, прежде (всего следует установить при чину и место утечки пара. Затем в .поврежденный отсек дать оро шение и вентиляцию для ох лаждения, после чего можно приступить к 'исправлению по вреждений. Для 'борьбы с пожарами стро го должны соблюдаться И (ВЫ ПОЛНЯТЬСЯ указания Корабельного Устава о профилактических ме рах. Постоянным наблюдением и уходом Ьа пожарными материа лами, инвентарем., инструментом и оборудованием должно быть обеспечено постоянное их отлич ное содержание. Заранее заготовить аварийные материалы Быстрота и успех ликвидации повреждений много зависит от наличия нужных материалов. Па каждом корабле заранее должны быть заготовлены сле дующие материалы для заделки пробоин: доски 25 и 50 мм., брусья 200 X 200, .клинья, маты, пакля и навивка, сало или (другая мазь,, пилы ручные и поперечные, (болты с обухами, зонтами ш шарнирными .голов ками, раз’емные скобы для присоединения болтов к цепям, дрели, приборы для огневой резки металла, топоры, гвозди, шайбы, тросы. При заделке использовать и проооин можно другие предметы, по борьбе ьа могут быть ним относится дифферента и Мероприятия непотопляемость различными. К выравнивание крена, путем затопления некото рых отсеков или перекачки воды в' другие, заделка пробоин п т. д. Очень важно тщательно выпол нять указания 'Корабельного .Устава о проверке состояния водонепроницаемости переборок. находящиеся поблизости — кой ки,, столы, одеяла, одежду и т. д. Для восстановления магистра лей электрической энергии необ ходимо иметь наготове боевые сростки кабелей с наконечника ми, изоляционный материал (резина, лента), переносные лампы, інтеноелп и штепсельные коробки, мягкую проволоку, переносные источники тока, инструмент. Ремонт трубопроводов можно быстро произвести, если в запа се есть 'бугеля из листовой ла туни 'и* железные, цепные буге ля, медные листы для заплат, наронит или листовой свинец для прокладок под бугеля и заплаты, суриковая и чугунная замазка, свинцовая и железная кувалды, драче вы пилы, нож для вырез ’ кн прокладок, набор гаечных ключей, куски парусины пли мешковина для защиты от ожо гов при пробивании пара, про волока для Вязки и другие ма териалы. Увеличим срок службы моторов и механизмов Но самые совершенные техни ческие средства и мероприятия могут оказаться бесполезными, если попадут в неумелые руки Поэтому приобретать навыки и знания как ладо бороться за жи вучесть своего корабля — saja. ча всего личного состава. К та кому 'Обучению должны быть направлены занятия, одиночные, частичные и общие учения л упражнения, решение самых различных задач по ликвидации аварий. Неотделимой частью борьбы за живучесть корабля,! его боего товность являются мероприя тия, увеличивающие срок службы моторов и механизмов без ущерба для их технического состояния. На ряде кораблей есть уже опыт такого ухода и акешоагадкя механизмов, когда сроки службы их значительно увеличиваются. Гем самым сокращается время пребывания корабля в ремонте, увеличивается боевая готовность нашего соединения в целом. Опыт и изобретательство — на борьбу за живучесть кораблей В ^ борьбе за живучесть корабля — большой простор для рацио нализаторской инициативы крас нофлотцев и .командиров. По ря ду важнейших вопросов следует организовать Обмен опытом и сбор рационализаторских предло жений. Вопросы эти следующие: 1. 'Как можно' улучшить кон струкцию средств, обеспечи вающих борьбу за живучесть корабля. 2. Как лучше использовать эти средства в аварийных слу чаях. 3. Какие новые средства можно применить при заделке пробоин я повреждений. 4. Как можно организовать практическое обучение и трени ровку аварийных групп. 5. Опыт из раэбора уж® ликвидированных аварий и бое* ! ых 'повіреждений. 6. Какими методами и сред ствами лучше производить спа сение личного ссізтава с тону щего кораоля. Инженер напитан-лейтенані М. П. ЗАХАР ЕВИЧ . »« J gg РЕДКОЛЛЕГИЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz