В бой. 1942 г. Июль.

В Б О И! 31 июля 1 9 4 2 г., N? 55, ЖИВУЧЕСТЬ—ВАЖНЕЙШЕЕ БОЕВОЕ КАЧЕСТви п ОРГАНИЗУЕМ ОБМЕН ОПЫТОМ АВАРИЙНЫХ ГРУПП Борьба за живучесть — борьба за боеспособность корабля 15 боевых операциях корабль, нанося уда|> врагу своими ііа- » гучгал е . ш ім ч и I‘род* "I вами может и 'сам получить некоторый урон .it повреждения от ударов неирля- теля. Корабельный устав указывает: «В бою всякий кораібль должен быть 'Готов к получению контр­ ударов П'ротиФвикд^ которые мо­ гут повреждать и выводить пз строя сто средства и личный состав». Для успеха 'боевой операций очень важно, чтобы каждый корабль был способен парализо­ вать удары противника., терпеть наименьший урон от них. Быст­ рая ликвидация повреждений, .подучаемых .в бою, сохраняет ооевую мощь корабля и дает .возможность .продолжать боевую деятельность. ■Борьба за живучесть корабля состоит из (совокупности .меро­ приятии, С. 'ПОМОЩЬЮ которых корабль ніри (наличии поврежден нпн в бою лоХрашет боеспособ­ ность. Задачи борьбы за живучесть исключительно ответственны. Они требуют умения и находчивости, твердости и .решите.іыностп дей­ ствии личного состава, быстроты испкіліісцші приказаний, а иногда и самопожертвования. «Малейшее замешательство ■может грозить .кораблю серьез­ ными бедпРиями. Только энер­ гичная іг и то ж.о .время хлад­ нокровная работа аварийных групп и личного состава отсеков Лудет опоообіетітвать успешной повреждениями и шо- в 'бою» (Корабельный ОТСТОЯТЬ РОДНОЙ КОРАБЛЬ ОТ ВРАЖЕСКИХ УДАРОВ В БОЮ, ВСЕМИ СИЛАМИ ОБЕС­ ПЕЧИТЬ СВОЕМУ КОРАБЛЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОБЕДНО ЗАКОНЧИТЬ БОЙ И РАЗГРОМИТЬ ВРАГА — ОТВЕТСТВЕННАЯ И БЛАГОРОДНАЯ ЗАДАЧА КАЖДОГО КРАСНОФЛОТЦА И КОМАНДИРА. I ПОМЕЩАЯ СТАТЬЮ ИНЖЕНЕРА КАПИ ТАН -Л ЕЙ Т ЕНАН ТА ТОВ. З А Х А Р Е ВИ Ч А , РЕДАК- | ЦИЯ ПРОСИТ ВОЕННОРОВ И В С Е Х КРАСНОФЛОТЦЕВ РАССКАЗ АТЬ НА С ТРАНИЦ А Х Н АШ ЕЙ ГА З Е ТЫ О СВОЕМ ОПЫТЕ БОРЬБЫ ЗА Ж И В У Ч Е С Т Ь КОРАБЛЯ В БОЕВОЙ О БС ТАНО В К Е , КА К ИСПРАВЛЯЛИСЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ПО ВР ЕЖ Д ЕНИ Я , КАК Т Р Е Н И Р УЮ Т С Е Б Я А В А РИ Й Н Ы Е Г Р У П П Ы , А ТА КЖ Е ПРИСЫЛАТЬ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ П Р ЕДЛОЖ ЕНИ Я ПО ПОСТАВЛЕННЫМ В С ТА ТЬ Е ВОПРОСАМ. адрьое жарамп устав). I! боях ч' 'немецко-фашистски­ ми оккупантами! многие корабли нашего соединения показали об­ разцовые действия в борьбз за живучесть, 'иногда в очень трудных условиях и при тяже­ лых повреждениях. Вот несколь­ ко примеров. Примеры самоотверженности, мужества и умения Корабль получил пробоину в подводной части ‘корпуса разме­ ром около 12 квадратных мет­ ров. Вода начала быстро посту­ пать внутрь н скоро бб’ем ее достиг lie 25 проценте}* водоиз­ мещения корабля. Личный состав действовал умело и решительно. Псе горловины ъ переборках ■были своевременно задраены. Переборки укрепили подпорками 'и распорками, чем предотврати­ ли исступление воды в машин­ ное отделение. И корабль смог дойти 'своим ходом к причалу. Во ;; чя боя с фашистскими самолетами от вражеских снаря­ дов на кираоле возникло три пожара одновременно: в мотор­ ном отделении,, в артиллерий­ ском погребе и в отсеке горю­ чего. Кроме того, в трех местах оказались .перебитыми масляные магистрали. " К306Ѳ. Краснофлотцы быстро заделали пробоины в баках с горючим и изолировали весь отсек. В мо­ торном отделении пламя сбили матаміи, резиной, одеждой, .всем, что было под руками. Погреб был затоплен водой. На повреж­ дения масляных магистралей положили бугеля. Такой самоотверженной и умелой борьбой краснофлотцев— верных сынов Родины — за живучесть корабля все повреж­ дения 'были ликвидированы. Корабль сохранил свою 'боеспо­ собность и пришел в базу своим ходом. Другой корабль в течение одного дня выдержан несколько атак фашистской авиации. Не­ мецкие самолеты сбросили на него более 200 'бомб. Одна из бомб разорвалась ■поблизости от борта и взрывной волной .выбило дейдвудные сальники. В ма­ шинное отделение интенсивно начала, поступать вода. Действуя it холодной воде, мотористы сумели 'ненравч гь чшреж tenне,, перешли сальники и дали фоікчіроианиый ход, а затем откачали набравшуюся 'ВОДУ. Изучать опыт каждого исправлени я повреждений Успешная борьба за живучесть корабля требует, чтобы личный состав был заранее подготовлен в ней, отлично знал свой ко­ рабль ,и механизмы, чтобы нее необходимые средства и мате­ риалы были заранее 'приготов­ лены в определенных местах. Предусмотреть все поврежде­ ния заранее невозможно, но одни и те же повреждения метут повторяться. Поэтому нужно изучить опыт каждого случа я исіправления иовреждении и учитывать его на будущее время. По своему характеру повреж ідения, которые корабль может получить, очень разнообразны. Примерно их можно объединить в следующие главные группы: 1) Поступление и 'распро­ странение веды в корабль из-за повреж іеннй от артиллерийских снарядов, торпед, мин, авиабомб. 2) Пожары при загорании различных горючих 'материалов, с возможными при этом взры­ вами |н распространением по кораблю огня и дыма. 3) Повреждения магистралей, подающих энергию: пар, воду, электроэнергию. 4) Повреждения 'механизмов, которые обеспечивают движение дают боевым различного средствам. по­ за две за и кораоля вораюля и.ти рода .энергию Со всеми этими группами по­ вреждений и аварий должен уметь 'бороться весь личный состав, для чего необходима хо­ рошая натренированность в рядке (боевой подготовки. Нем обеспечивается непотопляемость Мероприятия по борьбе живучесть разделяются на основные группы: борьба непотопляемость корабля борьба іза активность (боеспособ­ ность) всех его боевых средств. 'Непотопляемость обеспечивается: а) Наличием .водонепроницае­ мых (переборок, устройством корпуса, -броиированием. Все это предусматривается при постройке корабля. б) Запасом пловучести. в) Наличием водоотливных средств а! продуманной водоот­ ливной системы. г) Заранее заготовленными аварийными материалами для задел'кп пробоин. д) Обучением личного состава умению бороться за непотопляе­ мость своего корабля. е). Хорошей организацией борьбы 'за непотопляемость. Не­ обходимо на. каждом корабле иметь аварийное расписание и уметь івыбрат ь главные меро­ приятия в каждый данный мо­ мент для ликвидации данной аварии. Уметь быстро восстанавливать действие механизмов Активность (сохранение 'бое­ способности) івсех боевых средств кора-бля обеенечивается. а) Дублированием механизмов и систем трубопроводов и воз­ можностью быстро производить различное их переключение при повреждениях. '6) Наличием необходимых запасных частей н аварийного инструмента. в) Систематической трениров­ кой личного состава в действиях по восстановлению іцоврежден ных механизмов. Борьба !за активность средств облегчается прежде в'сего хорошо продуманной расстановкой меха­ низмов и устройств. Личному составу необходимо системати­ чески тренироваться в умении Исправлять (повреждения 'всех трубопроводов и сети электро­ энергии. При пробивании пара, прежде (всего следует установить при­ чину и место утечки пара. Затем в .поврежденный отсек дать оро­ шение и вентиляцию для ох­ лаждения, после чего можно приступить к 'исправлению по­ вреждений. Для 'борьбы с пожарами стро­ го должны соблюдаться И (ВЫ­ ПОЛНЯТЬСЯ указания Корабельного Устава о профилактических ме­ рах. Постоянным наблюдением и уходом Ьа пожарными материа­ лами, инвентарем., инструментом и оборудованием должно быть обеспечено постоянное их отлич­ ное содержание. Заранее заготовить аварийные материалы Быстрота и успех ликвидации повреждений много зависит от наличия нужных материалов. Па каждом корабле заранее должны быть заготовлены сле­ дующие материалы для заделки пробоин: доски 25 и 50 мм., брусья 200 X 200, .клинья, маты, пакля и навивка, сало или (другая мазь,, пилы ручные и поперечные, (болты с обухами, зонтами ш шарнирными .голов­ ками, раз’емные скобы для присоединения болтов к цепям, дрели, приборы для огневой резки металла, топоры, гвозди, шайбы, тросы. При заделке использовать и проооин можно другие предметы, по борьбе ьа могут быть ним относится дифферента и Мероприятия непотопляемость различными. К выравнивание крена, путем затопления некото­ рых отсеков или перекачки воды в' другие, заделка пробоин п т. д. Очень важно тщательно выпол­ нять указания 'Корабельного .Устава о проверке состояния водонепроницаемости переборок. находящиеся поблизости — кой­ ки,, столы, одеяла, одежду и т. д. Для восстановления магистра­ лей электрической энергии необ­ ходимо иметь наготове боевые сростки кабелей с наконечника­ ми, изоляционный материал (резина, лента), переносные лампы, інтеноелп и штепсельные коробки, мягкую проволоку, переносные источники тока, инструмент. Ремонт трубопроводов можно быстро произвести, если в запа­ се есть 'бугеля из листовой ла­ туни 'и* железные, цепные буге­ ля, медные листы для заплат, наронит или листовой свинец для прокладок под бугеля и заплаты, суриковая и чугунная замазка, свинцовая и железная кувалды, драче вы пилы, нож для вырез ’ кн прокладок, набор гаечных ключей, куски парусины пли мешковина для защиты от ожо­ гов при пробивании пара, про­ волока для Вязки и другие ма­ териалы. Увеличим срок службы моторов и механизмов Но самые совершенные техни­ ческие средства и мероприятия могут оказаться бесполезными, если попадут в неумелые руки Поэтому приобретать навыки и знания как ладо бороться за жи­ вучесть своего корабля — saja. ча всего личного состава. К та­ кому 'Обучению должны быть направлены занятия, одиночные, частичные и общие учения л упражнения, решение самых различных задач по ликвидации аварий. Неотделимой частью борьбы за живучесть корабля,! его боего­ товность являются мероприя­ тия, увеличивающие срок службы моторов и механизмов без ущерба для их технического состояния. На ряде кораблей есть уже опыт такого ухода и акешоагадкя механизмов, когда сроки службы их значительно увеличиваются. Гем самым сокращается время пребывания корабля в ремонте, увеличивается боевая готовность нашего соединения в целом. Опыт и изобретательство — на борьбу за живучесть кораблей В ^ борьбе за живучесть корабля — большой простор для рацио­ нализаторской инициативы крас­ нофлотцев и .командиров. По ря­ ду важнейших вопросов следует организовать Обмен опытом и сбор рационализаторских предло­ жений. Вопросы эти следующие: 1. 'Как можно' улучшить кон­ струкцию средств, обеспечи­ вающих борьбу за живучесть корабля. 2. Как лучше использовать эти средства в аварийных слу­ чаях. 3. Какие новые средства можно применить при заделке пробоин я повреждений. 4. Как можно организовать практическое обучение и трени­ ровку аварийных групп. 5. Опыт из раэбора уж® ликвидированных аварий и бое* ! ых 'повіреждений. 6. Какими методами и сред­ ствами лучше производить спа­ сение личного ссізтава с тону­ щего кораоля. Инженер напитан-лейтенані М. П. ЗАХАР ЕВИЧ . »« J gg РЕДКОЛЛЕГИЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz