В бой. 1941 г. Август.
2 В Б О Й ! 18 августа 1941 г., N: 20. Минеры за учебой= Прибывшие на корабль ми неры успешно закрепляли тео ретические знания на практи ческой работе, добиваясь’ от личного умения владеть своим ■оружием. Особенно хорошую успевае мость показал минер красно флотец Северяков. Тщательно изучая минное дело сам, он систематически оказывал по мощь отстающим товарищам. За короткий срок - отделение минеров добилось хороших ус пехов в учебе. На практиче ских занятиях но спуску трала и тралению минеры хорошо справлялись со своими обязан ностями. Старшина 2-й статьи Харла мов на учении умело органи зовал работу в своем отделе- нии. Его бойцы Па тралений работали четко и слаженцо. Краснофлотец Сѳверяков на этом же учении показал отличные знания по своей специаль ности. Не жалея времени и сил, ми неры добиваются глубокого знания своего дела и четкого действия на боевых постах. Н, Ж. Активные минные постановки - о - Победители в неравном бою ■Корабль нрибилжался к райо ну выполнения боевого зада ния. Личный состав, как и всегда, находился на своих по стах, внимательно наблюдая за доверенными механизмами. Вдруг, из-за каменных скал, показался фашистский самолет. Однако, будто не заметив нас, ■..он так жѳ быстро скрылся. Было понятно, что означал этот визит. — Ясное дело, — разведчик! Вскоре же в воздухе послы шался шум моторов. Он на растал с каждой секундой. При ближающихся воздушных пира тов первым заметил сигналь щик Руденко. 9 бомбардиров щиков и 3 истребителя летели прямо на наш корабль. Их встретил дружный артиллерий ский и пулеметный огонь. Фа шисты побоялись снизиться, а словно коршуны, вились вокруг нас высоко в воздухе. Каждый из них заботился прежде всего о собственной шкуре. Бомбы, падая по пять штук сразу, то и дело разрывались в море. Фашистские пираты на верно уже торжествовали по беду. Но бандиты просчита лись. Они, видимо, судили по себе. Советские воины не зна комы со страхом, они не знают что такое растерянность. Уве ренно управляемый команди ром, корабль ловко маневриро вал, уклоняясь от вражеских бомб. Твердость и отвага бой цов и командиров помогли нам выйти победителями из этого неравного боя. Умело, быстро и решительно действовал в отражении воз душной атаки орудийный рас чет т. Вельхового. Высокие во левые качества н отличное знание своего дела показал рулевой Шмуриков. Каждый краснофлотец и командир, на ходясь на боевых постах,четко выполняли свои обязанности. В боях с коварным врагом личный состав нашего корабля уже н.ѳ раз показывал свою боевую выучку. Однако бойцы и командиры не успокаиваются на достигнутом и системати чески совершенствуют свои знания, свое умение побеж дать. В. Кулаков. -о- С целью маскировки Незаметно подойти к враже скому стану, -застигнуть про тивника врасплох, чтобы на нести ему внезапный сокруши тельный удар — во всем этом, в наших условиях, большую роль играет умение добиться бездымности корабля. 'Котельные машинисты наше го корабля как до войны, так и сейчас уделяют этому во просу большое внимание. За период отечественной зойны нам неоднократно приходилось выполнять сложные боевые за дания. И всякий раз котель ные машинисты Липин, Ос пельников, Дмитриев и другие с успехом справлялись с по ставленными перед ними зада чами. Нередко случалось, когда в условиях высокой температуры они по несколько часов подряд бессменно несли ходовую вах ту, обеспечивая -нормальную работу механизмов, добиваясь бездымности корабля. В одном из боевых походов кораблю предстояло пройти в район расположения против ника. Успех этой операции в значительной мере зависел от работы машинистов. Они дол жны были обеспечить бездым ность корабля. Вот здесь им и пригодился ранее приобретен ный опыт. Машинисты бле стяще справились со своей за дачей, обеспечив тем самым отличное выполнение боевой операции. Мичман Шалимов. - О Вступают в партию «В бой желаю итти комму нистом», — так заканчиваются заявления многих бойцов Н-ского подразделения сторо жевых катеров, желающих вступить в ряды КВП(б). Толь ко за последнее время подано •четыре таких заявления. Среди желающих вступить в большевистскую партию — краснофлотцы: Папченко, До- лидович, воентехник Витвиц- кий и другие. Все они являют ся авторитетными товарищами, хорошо знающими свое дело, пламенными патриотами стра ны социализма. А. Степанов. Н2920, Спустя 20 лет после оконча ния первой мировой войны один из матерых подводных пиратов кайзеровского флота Эрнст Хасхаген в своей книге «На подводной лодке» вынужден был признать: — «Ни один из командиров немецких подводных лодок, ко торым была «поручена Англия», — а мы, собственно говоря,все были такими, не шел охотно в Финский залив. «Много врагов — много чести» — отличное изречение. Но вблизи русских с их минами честь была слиш ком велика. Германии, надо прямо сказать, делать там было нечего. Каждый из нас, если не был к тому принужден, ста рался избегать «русских дел». И действительно: даже по немецким данным (а что немцы от’явленные врали — это факт общеизвестный) флот кайзера потерял на русских минах в 1914—1917 гг. — 69 боевых ко раблей на Балтике и 18 на Черном море. Отсюда понятно, почему Хасхаген, пускавший на дно мирных «купцов» и ры бацкие лайбы, с таким трепе том вспоминает «русские дела». Русские минеры в период первой мировой войны при несли много хлопот герман скому флоту. Особенно доса ждали они немцам своими ак тивными минными постанов ками. Немецких моряков поразила своею смелостью активная мин ная операция, проведенная 8-го октября 1914 года. Четы,ре-рус ских миноносца типа «Охотник» произвели постановку мин на пересечении обычных курсов неприятеля. Было поставлено 100 мин. В этот же день два миноносца другого дивизиона выставили 50 мин. Обе опера ции были проведены настолько -скрытно, что о поставленных минах стало известно значи тельно позже. 5-го ноября 1914 года тот же полудивизиоін под самым но сом немецкого флота, у Мемеля поставил 140 мин. Впослед ствии эти операции повторя лись очень часто. В течение войны русские моряки-минеры произвели более двадцати ак тивных минных постановок. Всего было выставлено 4085 мин. •В основном минные опера ции проводили миноносцы. В штормовую погоду, под покро вом ночи, выходили эти ма ленькие труженики, груженные полным комплектом самого «неделикатного» груза. Они подбирались к базам против ника, заходили в его тылы, и забрасывали минами узкости и подходы, фарватеры и рейды. После такого визита долгое время не двигались с- места немецкие корабли. Они боялись встречи со страшным подвод ным подарком. Чаще всего т а кие встречи заставляли гер манское адмиралтейство вычер кивать корабли из списков флота, а о личном составе и з вещать, как о пропавшем без вести. Мина — невидимое и страшное оружие. Особенно страшна мина, если она по ставлена там, где ее меньше всего можно ждать. 17 ноября 1914 года немецкий броненосный крейсер «Фридрих Карл» попал на две мины, вы ставленные у Мемеля и зато нул. Высланный ему на помощь из Мемеля пароход «Эльбин» также попал на мину и зато нул. Работа минеров тяжела и опасна. Противник, особенно ревностно охотится за .ними-. Любая бомба или снаряд, упавший на палубу, могут по губить корабль и людей, до ставляющих к месту назначе ния свой смертоносный груз. И, несмотря на это, часто об- стреливаѳые с воздуха и с бе рега минеры доставляли свои гостинцы к месту и, на полных ходах, огрызаясь от наседав ших противников, пробивались в -свои гавани за очередным грузом. Груз принят, «добро» получено, «шары до места» — и опять волна, ночь, равномер ный стук в машине. А на па лубе- в любую погоду минеры готовят свои «горшки» к поста новке — вставляют запальные стаканы, проверяют механизмы и любовно подкатывают ближе к корме, ожидая команду «на чать постановку» и выкрик минного кондуктора: «Правая, левая! Правая, левая!». Грубый с первого взгляда металлический шар, мирно ле жащий в чашке своего якоря, который катится на рельсах по палубе корабля —оружие очень деликатное, требующее боль шой сноровки и навыков при обращении с собой. Малейшая оплошность или -нечеткость в приготовлении может превра тить мину в простую болванку, которая бесполезно будет бол таться на минрепе и не прине сет противнику никакого вреда. А мина, сброшенная в воду, должна с точностью автомати ческого механизма выполнить свою боевую задачу. Притаив шись на каком-то заданном ей углублении от поверхности во ды, она должна выждать, пока противник своим корпусом до тронется до нее, и то-гда взо рваться, разрушая силой взры ва днище, переборки, палубы, наводя ужас на личный состав и отрешая наглецов от попыток вторично появляться в этих местах. Во время боев с финской белогвардейщин-ой минеры Бал тийского и Северного флотов закупорили все пути, по кото рым текла помощь белофин нам. В жестокие морозы, когда, казалось, -нельзя было пробить с я череэі тяжелые льды, — от важные минеры доставляли свой груз на места постановок и проводили -их столь успешно, что под конец кампании выну дили белофиннов отказаться от мысли переправлять морем материалы и живую силу. Маннергеймы и таниеры скрывают от мира свои потери ■на советских минах. Но посто ронние наблюдатели утвер ждают, что количество потоп ленных советскими минерами кораблей составляет солидный процент. Минеры своим оружием ра зили врага. Они рвали его пи тающие артерии, срывали са мые сокровенные планы бело финских заправил. И в великой Отечественной войне незаметные герои-мине ры в первые же дни дали по чувствовать и понять зарвав шимся фашистским авантюри стам неприступность нашей советской земли. Когда коман дование дало задание выйти на постановку мин — загради тель «И» вышел на позицию и под прикрытием ночи присту пил к постановке минного за граждения. Весь личный состав корабля, свободный от вахт, принимал участие в постановке. Вдруг зоркие сигнальщики заметили с мостика перископ вражеской подводной лодки. Лодка собиралась атаковать заградитель. Артиллеристы от крыли огонь, заставивший лод ку спрятать перископ. Загра дитель переложил руль, а лод ка, на какую-то долю секунды выставив перископ и опреде лив положение, попыталась по гнаться за кораблем. Командир еще раз переложил руль и за шел за линию заграждения. Лодка пыталась возобновить преследование и... попала на только что поставленную мину! Метрах в двухстах от загради теля раздался оглушительный взрыв. В поднявшемся наболь шую высоту столбе, воды взмет нулись какие-то обломки, людя. А еще через несколько мгно вений, когда разошлись по воде круги, появилось большое масляное пятно — надгробный памятник фашистским разбой никам! Заградитель вернулся к прерванной работе и, пока весь запас мин не был выставлен, четко ;п организованно ставил и ставил мины, ограждая не проходимой стеной смертонос ных шаров всякую попытку пройти в наши воды. Спустя несколько дней, вра жеский миноносец подорвался на мине и пошел на дно за лива. Много транспортов и па роходов уже лежит на Балтий ском грунте., В осуществлении каждой мин ной операции участвует весь личный состав корабля, от кока до командира. Минеры славят ся не лихостью атак, а точ ностью постановки мин, чет костью боевого расписания. Только штурман в командир корабля знают свое минное поле. Узнают также силу и ка чество наших мин спасающиеся после взрыва враги! Имена славных минеров Гон чарова, Федорова, Гейро, Кит- кина и многих других славных моряков широко известны. Не раз враги чувствовали на себе удары этих минеров и еще не раз почувствуют. И сейчас, когда весь народ встал на защиту своего отече ства, наши славные минеры — герои обороны отечества—каж дый час, каждую минуту ста вят свои мины навстречу вра гу, мощными взрывами нанося ему смертельные удары. Весь столетний опыт русских минеров мобилизуется для от пора обнаглевшему противнику и, если он попробует сунуться со своим суконным рылом в наши воды, то он узнает, что такое советская мина. Военинжѳнер 2-го ранга Лебедевой. РЕДКОЛЛЕГИЯ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz