Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
для университета и учителей для гимназий, в то время как немногие его воспитанники (не окончившие полного курса) выпускались учителями уездных училищ. Тем не менее нужнее всего были именно учителя начальных училищ, причем в массовом масштабе. Понимая это, Уваров настаивал на учреждении при ГПИ «второго разряда», который, в отличие от самого института, занимался бы именно подготовкой народных учителей, то есть младших учителей для уездных и приходских училищ. Он рассматривал это как важный шаг на пути к совершенствованию учебного плана гимназий и количественному росту уездных училищ. Это подразделение создавалось Уваровым в прямой связи с миссией отправленных в Европу студентов, так как именно они должны были стать во «втором разряде» ГПИ наставниками юношей, готовящихся в свою очередь стать учителями начальных училищ. В докладе Голицыну от 31 марта 1817 года Уваров писал, что наблюдения студентов, посланных за границу, были бы «тщетны» и недостаточны, если бы министерство не успело прежде их возвращения «положить основания центру, к которому могло бы относиться всё, что касается до преобразования народных училищ, и из которого вместе мог бы постепенно исходить предуготовительный род людей, распространяющих благодетельное влияние новых методов на благоустройство народных училищ»14. Историк образования Н. М. Аничков справедливо отметил, что мысль открытия «второго разряда» ГПИ принадлежала именно Уварову [2: 8-9]. Фактически Уваров предлагал основать специальное учреждение, которое бы занималось подготовкой учителей для народных и уездных училищ. Им должен был стать «нижний» или «второй» разряд ГПИ, проект которого Уваровым был уже подготовлен и 4 апреля 1817 года представлен экспертному органу МНП Главному правлению училищ (далее - - ГПУ). Уваров был уверен в пользе этого проекта, замечая в сопроводительном письме министру, что «заведение сего так называемого второго разряда не только соответствует положению министерства просвещения, но должно быть даже твердейшим основанием всех будущих мер относительно до необходимого, но между тем весьма затруднительного преобразования народных училищ в России»15. О том, насколько сильно Уварова заботила мысль об образовании профессиональных учителей для уездных и приходских училищ, видно из того, что он поначалу на некоторое время желал принять «второй разряд» ГПИ под свой непосредственный контроль. С этой целью Уваров писал ГПУ: «Новость и важность сего опыта, неопределительность методы, необходимость действовать сильно и верно принуждают меня предложить Главному правлению поручить на некоторое время сие возникающее заведение в моё непосредственное управление; когда оно возьмёт свой предначертанный ход, и будет приближаться к желаемому устройству, тогда легко будет присоединить сей второй разряд к своему естественному центру, и тогда при некоторых малейших переменах в образе управления, второй разряд войдёт в состав Главного Педагогического института»16. Сам проект «второго разряда» ГПИ, приложенный Уваровым к докладу, был небольшим и состоял из 21 параграфа. Предполагалось на первое время принять во «второй разряд» 30 воспитанников, которые избирались «между детьми учителей народных училищ, обучавшихся в уездных училищах». Иными словами, это были юноши, во-первых, уже имевшие подготовку в объеме программы начальной школы, во-вторых, готовые продолжить дело своих отцов, в-третьих, мотивированные возможностью продолжения образования, а значит, социального роста. Но при этом, представляя беднейшие слои, они имели мало шансов продолжить свое образование в гимназиях и университетах. Вступительным испытанием во «второй разряд», согласно § 3 проекта, была проверка знаний в Законе Божьем, чтении и правописании, а также в первых четырех правилах арифметики. § 4 проекта устанавливал возрастной ценз, предполагая, что во «второй разряд» могли поступать воспитанники 12-14 лет. Курс учения, продолжавшийся четыре года, включал в себя те дисциплины, которые преподавались в приходских и уездных училищах: закон Божий, русский язык, математику, начала физики, историю и географию, чистописание и рисование17. Выпускники «второго разряда должны были направляться помощниками учителей народных училищ, предполагалось, что лучшие из них могли поступать в «высший разряд» ГПИ или другое высшее учебное заведение. Проект «второго разряда» Уваровым был тщательно продуман в деталях и соответствовал духу реформ 1803-1804 годов, поскольку предполагал именно кадровое укрепление системы училищ, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. © Пустовойт И. С., 2024 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz