Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Научная статья УДК 378 (470) doi:10.37614/2949-1185.2024.3.4.009 ПОДГОТОВКАУЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩИПРОЕКТ УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1816-1822) Иван Сергеевич Пустовойт Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, botanpustovoit@gmail.com Аннотация Дефицит преподавателей для образовательных заведений всех уровней был одним из главных препятствий на пути реализации реформ в сфере просвещения в царствование Александра I. Для решения этой проблемы правительство было вынуждено постоянно обращаться к европейским образовательным практикам, где к тому времени использовались различные методики обучения. После череды неуспешных попыток решить проблему подготовки учителей правительство в середине 1810-х годов обратило внимание на популярный в Европе ланкастерский метод, который давал возможность распространять в России грамотность с минимальными затратами. С целью освоения передовых методов обучения в 1816 году попечителем Санкт-Петербургского учебного округа С. С. Уваровым четверо воспитанников Педагогического института были направлены в Англию. При этом Уваров, желая закрепить в России ланкастерский метод и организовать процесс подготовки преподавателей начальных училищ, предложил проект создания специального учреждения педагогического профиля — «второго разряда» Главного педагогического института. «Второй разряд» должен был стать центром подготовки учителей для уездных училищ и гимназий, которые могли бы использовать метод взаимного обучения Джозефа Ланкастера и опыт И. Г. Песталоцци. Однако, на фоне усиления реакции в сфере просвещения проект «второго разряда» не получил должной поддержки в руководстве Министерства народного просвещения. Из-за продления времени пребывания студентов Педагогического института за границей, финансовых проблем, критики проекта Уварова оппонентами в министерстве предполагаемый «второй разряд» был открыт только в начале 1820 года под названием Учительского института при Санкт-Петербургском университете. Учительский институт просуществовал чуть более двух лет и был закрыт новым попечителем столичного учебного округа Д. П. Руничем в 1822 году. Главной причиной его ликвидации представлялась опасность распространения «сомнительных» идей в условиях европейских революций и активности «тайных обществ» в России. Ключевые слова: попечитель, народное образование, подготовка учителей, ланкастерские школы, история Санкт-Петербургского университета, С. С. Уваров Для цитирования: Пустовойт И. С. Подготовка учителей начальных училищ и проект Учительского института при Санкт-Петербургском университете (1816-1822) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.4.009. Original article TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AND THE PROJECT OF THE TEACHERS' INSTITUTE AT ST.-PETERSBURG UNIVERSITY (1816-1822) Ivan S. Pustovoit Institute of History of St. Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia, botanpustovoit@gmail.com Abstract The shortage of teachers for educational institutions of all levels was one of the main obstacles to the implementation of reforms in the field of education in the Alexander I reign. To solve this problem, the government was forced to constantly turn to European educational practices, where by that time various teaching methods were used. After a series of unsuccessful attempts to solve the problem of teacher training, the government in the mid-1810-es drew attention to the Lancastrian method, popular in Europe, which made it possible to spread literacy in Russia with minimal costs. In order to master advanced teaching methods, in 1816, the curator of the St.-Petersburg educational district, S. S. Uvarov, sent four pupils of the Pedagogical Institute to England. At the same time, Uvarov, wishing to consolidate the Lancaster method in Russia and organize the process of training primary school teachers, proposed a project to create a special pedagogical institution — the "second category" of the Main Pedagogical Institute. The "second category" was to become a teacher training center for county schools and gymnasiums that could use the mutual learning method of Joseph Lancaster and the experience of I. G. Pestalozzi. However, against the background of increased reaction in the field of education, the project of the "second category" did not receive proper support in the leadership of the Ministry of public education. Due Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. © Пустовойт И. С., 2024 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz