Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

3 На съезде «карельских деятелей» Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархий 24 мая 1915 года в селе Салми Выборгской губернии Н. Д. Козмин предлагал разделить большие приходы с центрами в Шуезере, Оланге, Кестеньге и Тунгуде «для удобства священников» и повсеместно открывать «ячейки Беломорско-Карельского братства», а для живого обмена опытом регулярно проводить съезды духовенства [1: 412-413]. 4 Педагогическая энциклопедия Мурманской области. ХХ век. История в лицах. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. С. 8. 5 Этот очерк до сих пор привлекает внимание исследователей: в нем содержатся яркие свидетельства о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться при организации школьного дела в Лапландии [7]. 6 Мне удалось найти одно из дел, которыми пользовался Н. Д. Козмин, в Государственном архиве Архангельской области (далее ГААО), в фонде Архангельской духовной консистории. См.: ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 1. Д. 604. О рассылке экземпляров Нового Завета на лапландском языке в лапландские церкви Кольского уезда. 1813 г. 7 Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря и Воскресенского собора города Колы XVIII - середины XIX веков. Мурманск, 2013. 430 с. С. 234. 8В 1813 году, по данным Кемского духовного правления, в ведении которого находились приходы Русской Лаплнадии, в них насчитывался 1391 «лапландец» (Кольский — 712, Понойский — 450, Кандалакшский — 229 человек) [8: 203]. 9 Такие церкви действовали и в соседней Олонецкой епархии для окормления карелов. См.: О передвижных церквах Повенецкого уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1899. № 29. C. 3. 10ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2287. 11 Адрес-календарь Архангельской губернии на 1903 год, со справочными сведениями по торговым и промышленным предприятиям и списком волостей Архангельской губернии. Архангельск: Губернский статистический комитет, 1903. С. 3. 12 А. В. Ивановский писал: «Милостивый государь Антон Павлович! В здешней больнице Приюта общественного призрения ужасные беспорядки, а по отделенью умалишенных даже истязания и полнейшее отсутствие какого-либо медицинского присмотра и ухода. Доктора не обращают на душевнобольных ни малейшего внимания или участия. Единственное средство обратить их внимание - - пропечатать в местном органе Ваш, точно снятый с действительности, рассказ “Палата № 6”, на что почтительнейше испрашиваю Вашего благосклонного разрешения». Цит. по: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. М.: Наука, 1980. Т. 27. С. 136. Список источников 1. Трофименко В. Г. Роль Архангельского православного Беломоро-Карельского братства в деле просвещения карельского населения Архангельской губернии в начале ХХ в. // Православие в Карелии: мат-лы III Региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов / отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск: Карельский научный центр, 2008. С. 406-415. 2. Козмин Н. Село Емецкое, Архангельской губернии, Холмогорского уезда: Историко­ статистическое и этнографическое описание. Архангельск, 1903. 28 с. 3. Козмин Н. Старый Успенский собор в Кеми // Архангельские епархиальные ведомости. 1906. № 19. С. 602-608; № 20. С. 636-640. 4. Козмин Н. Д. Остров Колгуев и его обитатели (к вопросу о необходимости открытия на острове школы для самоедов). СПб.: Синодальная типография, 1913. 17 с. 5. Козмин Н. Д. Архангельские самоеды (очерк их быта и верований). СПб.: Училищный совет при Святейшем Синоде, 1913. 48 с. 6. Козмин Н. По школам Лапландии (дневник наблюдателя). СПб.: Синодальная типография, 1912. 31 с. 7. Казакова К. Э. «Полярная Одиссея» инспектора училищ Николая Козмина в 1911 году // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2018. № 28. С. 140-147. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 62-68. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 62-68. © Кожевникова Ю. Н., 2024 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz