Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

Он затрагивает два наиболее существенных на его взгляд вопроса: попытку распространения книг Нового завета среди «лапландцев» при архангельском епископе Парфении (1809-1819 годы) и устройство «подвижных» церквей для кольских саамов при двух других архангельских епископах Георгии (1830-1845 годы) и Варлааме (1845-1854 годы). Николай Дмитриевич впервые из историков обратил внимание на проблему катехизации кольских саамов в начале XIX века. Он приводит в статье сведения о том, что «дело о снабжении лопарей книгами Нового Завета» началось в 1813 году по инициативе Российского Библейского общества. Это общество было создано при поддержке синодального обер-прокурора А. Н. Голицына с целью переводить библейские тексты на языки малых народов, населявших Российскую империю, а также распространять бесплатно или по низкой цене печатные Библии на славянском языке. Уже весной 1814 года в Архангельск прибыли книги «на лапландском языке», высланные Библейским обществом. Десять из них были немедленно разосланы по приходам Кольского благочиния. Из рапорта кольского благочинного Николай Дмитриевич приводит цитаты, свидетельствующие о существовавшем языковом барьере между пастырями и мирянами в приходах с лопарскими погостами, но при этом никак не комментирует эти сведения. Он не пытается оценить результаты усилий епархиального руководства, направленных на улучшение катехизической работы белого духовенства среди лопарей, и ограничивается простой констатацией фактов. В завершение данного сюжета Николай Дмитриевич отмечает: «был ли спрос на новые экземпляры книг Нового Завета неизвестно, как неизвестно и то, куда исчезли оставшиеся экземпляры» [8: 204]. Уместно добавить, что одна из привезенных из Архангельска священных книг на протяжении XIX века хранилась в Воскресенском соборе города Кола, о чем говорят недавно опубликованные описи церковного имущества7. По данным Николая Дмитриевича, важный вопрос об увеличении числа церквей в лопарских погостах обсуждался в 1846 году по инициативе правящего архангельского епископа Георгия (Ящуржинского). Ранее, после своей первой инспекционной поездки в Кольское благочиние в 1835 году, владыка говорил о необходимости новых приходских храмов для того, «чтобы возвысить религиозные понятия лопарей» [8: 205]. Как пишет Николай Дмитриевич, при этом епископе были устроены две «подвижные церкви» в Нотозерском и Ловозерском погостах8. Места для церквей были выбраны неслучайно. Так, в Ловозеро ежегодно в день Богоявления проходило «нечто вроде сельской ярмарки», собиравшей множество саамов со всей Русской Лапландии. Передвижные миссионерские церкви перевозились в особых сундуках и состояли из необходимых для богослужения предметов. Причты Кольского, Кандалакшского и Понойского приходов, в общины которых входили «лапландцы», могли не только исполнять мирские требы, но и совершать литургии в «подвижных церквах»9. Что касается новых стационарных храмов в лопарских погостах, то они появились гораздо позднее, в начале 1860-х годов. В фонде Архангельской духовной консистории (ГААО) сохранилось «дело о пожертвовании» Николаем Дмитриевичем Козминым части тиража его исторического очерка о «распространении христианства среди русских лопарей», вышедшего отдельным изданием в начале ХХ века, в пользу лопарских приходов Архангельской епархии10. Далее остановимся подробно на работе А. В. Ивановского, которая была опубликована в «Архангельских епархиальных ведомостях» в 1917 году [11]. Александр Васильевич подписывал свои труды, включая данную статью, кратким псевдонимом — латинской буквой «Z» [12: 342]. Долгие годы он был редактором неофициальной части «Архангельских губернских ведомостей»11 и с иронией называл себя «газетным тружеником с далекого Севера» [13]. Александр Васильевич входил в редакционную комиссию Архангельского общества изучения Русского Севера, образованного в 1908 году. Известен любопытный факт из его деятельности на посту редактора: в 1900 году он обращался к Антону Павловичу Чехову с просьбой разрешить разместить в «губернских ведомостях» рассказ «Палата № 6». Таким образом А. В. Ивановский хотел обратить внимание общественности на ужасные условия содержания умалишенных в городской больнице12. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 62-68. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 62-68. © Кожевникова Ю. Н., 2024 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz