Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

For citation: Kozhevnikova Yu. N. The study of the history of the Kola deanery in the first half of XIXth century by pre-soviet researchers // Transactions of the to la Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 62-68. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.4.006. Работы отечественных исследователей, в которых рассматриваются события из истории Кольского благочиния в первой половине XIX века, до сих пор единичны. В статье уделяется внимание двум наиболее значимым досоветским публикациям, затрагивающим проблемы церковно - приходской жизни на Кольском Севере. Их авторы — два современника, Николай Дмитриевич Козмин и Александр Васильевич Ивановский, жившие и трудившиеся в Архангельске в начале ХХ века. Н. Д. Козмин (1872-1956) принадлежал к старинной династии белого духовенстваШенкурского уезда Архангельской епархии. Он родился в 1872 году в Афанасьевском приходе в семье местного священника Дмитрия Дмитриевича Козмина1. Получил хорошее образование в Архангельской духовной семинарии и Казанской духовной академии, имел степень кандидата богословия. После успешного завершения учебы Николай Дмитриевич преподавал латинский язык в Архангельском духовном училище. Его родитель, получивший в 1887 году сан протоиерея, служил ключарем (помощником настоятеля) Архангельского кафедрального собора, входил в состав Архангельского епархиального училищного совета, в 1888-1891 годах занимал должность наблюдателя церковно­ приходских школ епархии2и несомненно гордился успехами своего сына. В начале ХХ века Н. Д. Козмин был назначен епархиальным наблюдателем церковно - приходских школ. Кроме того, он являлся сотрудником местного церковно-археологического комитета и членом Михайловского Беломорско-Карельского братства, созданного в 1907 году. Николай Дмитриевич активно участвовал в съездах этого братства, выступал на съездах с докладами о насущных проблемах церковно-просветительской работы в Кемском уезде Архангельской губернии3. При советской власти заведовал библиотекой Архангельского лесотехнического института, созданного в 1929 году в стенах бывшего епархиального училища, а после окончания Великой Отечественной войны работал старшим преподавателем латинского языка в Архангельском государственном педагогическом институте (1945-1951 годы)4. Широкий круг интересов Николая Дмитриевича отражали его многочисленные публикации, посвященные различной тематике. Он писал статьи по истории епархиальных приходов и монастырей, обращал внимание духовенства и мирян на важность сохранения церковных древностей (Николай Дмитриевич собирал коллекцию нательных крестов, судьба которой мне не известна), из-под его пера выходили содержательные историко-этнографические очерки об истории и культуре «архангельских самоедов» и кольских саамов [2-5]. По обязанностям епархиального наблюдателя Н. Д. Козмин совершал длительные инспекционные поездки по губернии. В 1912 году был опубликован его дневник «По школам Лапландии», в котором он описывает свои наблюдения из служебной командировки в Александровский уезд [6]5. Обширная статья Н. Д. Козмина, посвященная распространению христианской веры среди «русских лопарей», печаталась в 1900 году в восьми номерах «Архангельских епархиальных ведомостей» [8]. Хронологические рамки этой работы охватывают внушительный промежуток от XV до конца XIX века. В понимании современников Николая Дмитриевича христианизация российских саамов была длительным процессом, который начался мирной проповедью монахов Соловецкого монастыря, основанного в первой трети XV века, и условно завершился к середине XVIII века. Именно с этого времени русские лопари считаются православными христианами [8: 269]. В заключение обзорного исторического очерка Николай Дмитриевич приводит известные сведения о «религиозно-нравственном состоянии» современных ему лопарей со ссылками на свидетельства этнографов Матиаса Кастрена и Николая Харузина, посещавших Русскую Лапландию [9, 10]. Обратим внимание на ту часть работы, где речь идет о событиях церковно-приходской жизни Кольского благочиния в первой половине XIX века. Николай Дмитриевич часто использует документы, найденные им в архиве Архангельской духовной консистории. При этом не только размещает пространные цитаты в тексте, но и приводит шифры конкретных дел в подстрочнике6. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 62-68. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 62-68. © Кожевникова Ю. Н., 2024 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz