Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

17О нежелании саамов водить приезжих в такие места и знакомить их со своим фольклором писали многие исследователи, см, напр.: Визе В. Ю. Лопарские сейды // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 9. С. 395-401: 396; Ященко А. Л. Несколько слов о Русской Лапландии (Из поездки) // Этнографическое обозрение. 1892. № 1. С. 10-37: 22; Харузин Н. Н. Русские лопари. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1890. 472 с.: 394. 18Ткачев Д. Куйва живет в Лукоморье // Мы. 2001. № 1. С. 137-143: 137, 139. 19Заферман М. «Летучие камни» Севера // Наука и жизнь. 1990. № 2. С. 105: 105. 20Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. 392 с.: С. 180-181. 21 Буклет с фотографиями «Путешествие в Хибины. Маршрутом саамских легенд»: 1. В тексте буклета использована цитата, встречающаяся в книгах А. Е. Ферсмана (напр., «Путешествия за камнем», «Воспоминания о камне»), где он приводит альтернативный вариант сюжета саамского предания о происхождении «красных камней», отличный от нарративов, опубликованных исследователями XIX — начала XX века. 22 Там же. С. 5. 23 Саамская деревня. Самь сыйт — саамский музей под открытым небом. URL: http://lovozero51.ru (дата обращения: 20.09.2024). 24Лапландский заповедник. URL: https://laplandzap.ru/saami-sacred-stone-seid (дата обращения: 20.09.2024). 25В 2023-2024 годах в Мурманской области, как и в ряде других регионов, проходила Всероссийская фольклорная экспедиция, в задачи которой входит изучение и сохранение нематериального культурного наследия России. 26 Реестр объектов нематериального культурного наследия народов России. URL: http://www.rusfolknasledie.ru /#/region/51?page=0 (дата обращения: 22.09.2024). Список источников 1. Самоделова Е. А. Современный фольклор как нематериальное культурное наследие (к постановке проблемы) // Вестник Литературного института. 2016. № 2. С. 63-75. 2. Salmon C. Strategija Šeherezade. Beograd: Clio, 2011. 110 р. 3. Колесникова Н. В., Колесников Н. Г., Плотникова В. С. Туризм и нематериальное культурное наследие: карело-финский эпос «Калевала» как аттрактор в информационном поле дестинации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10, № 3. С. 115-123. 4. Путрик Ю. С., Соловьев А. П. Нематериальное культурное наследие России как ресурс для формирования туристического предложения // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 2. С. 49-62. 5. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 47-65. 6. Дахин С. Д. Историко-культурный ландшафт как основа комплексного анализа материального культурного наследия поликультурного региона // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С . 187-188. 7. Калуцков В. Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.: Изд-во Московского университета, 2000. 96 с. 8. Свирида И. И. Ландшафт в культуре как пространство, образ и метафора // Ландшафты культуры. Славянский мир. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 11-42. 9. Бодрова О. А., Разумова И. А. Локализация устных нарративов саамского фольклора на территории Кольского полуострова (к вопросу о географическом принципе составления указателя саамских фольклорных сюжетов) // Труды Кольского научного центра РАН. 2015. № 7(33). С. 126-142. 10. Литвин А. В. Ментальная географическая карта и поведение человека в географическом пространстве // Традиции и инновации в пространстве современной культуры: м-лы II Всерос. науч.-практич. конф.. Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 48-50. 11. Калуцков В. Н. О ментальных картах, terra ingognita и географической картине мира // Псковский регионологический журнал. 2017. № 4(32). С. 54-67. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 39-49. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 39-49. © Бодрова О. А., 2024 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz