Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Примечания 1Конвенция об охране нематериального культурного наследия // Организация объединенных наций. Ст. 2. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml#:~:text=1.,%D0% BA%D0%0%D 1%87%D0%B5%D 1%81%D 1%82%D0%B2%D0%B5%20%D 1%87%D0%B0%D 1%81% D1%82%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D 1%8C%D 1%82%D1%83 %D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5 %D0%B4%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 15.09.2024). 2Там же. 3ТИЦ — туристский информационный центр. 4Грант Российского гуманитарного научного фонда «Локализация саамских преданий на территории Кольского полуострова» (2015-2016), № 15-11-51004, руководитель О. А. Бодрова. 5Информант в качестве примера приводит очерки Н. В. Кудрявцева, В. И. Немировича-Данченко, В. Рамзая. 6Информант упоминает в интервью «старый сборник восьмидесятого года», имея в виду, очевидно: Саамские сказки / ред. Г. Керт; сост. и автор предисловия, указателей, комментариев Е. Пация. Мурманск: Мурм. кн. издво, 1980. 320 с. 7Инф. — информант. 8Сюжет про шишей записан Н. В. Кудрявцевым (Кудрявцев Н. В. Русская Лапландия // Журнал Министерства народного просвещения. 1884. № 3-4. С. 210-242: 211-217). Саамы признались ему, что боятся вечерами ходить в районе Аку-Аку, в лог у ущелья, называемого ими «Двери». Там, на самых высоких ущельях, в Хибинских горах, жили шиши. Они озлобились, когда их захотели оттуда согнать, и стали скатывать камни сверху. Налетел страшный вихрь и пургой снес их с утеса, а внизу их придавило этими же камнями. А другие, кто в живых остался, разошлись по лесам и злятся, силу свою чуют. Ходят больше в непогоду. 9Разгневанный сейд из Белой губы озера Имандра с острова Сейтсуол перенесся к озеру Большой Вудьявр и поселился в скальной пещере. Опубликовано несколько вариантов сюжета. 10В названии ущелья Юмъекорр отражается предание о гибели шведов, напавших на экостровских саамов и погибших в горах. 11Мифологические персонажи саамского фольклора. Маленького роста, живут под землей, любят передразнивать людей. В некоторых нарративах — богаты. Иногда проводят параллель между чахкли и скандинавскими гномами. 12Духом “galles” сейд у Большого Вудъявра был названВ. Рамзаем в статье, опубликованной в журнале “Acta Lapponica Fenniae” в 1892 году (Ramsay W. Imandrajarvesta ja Rasnjarkan lappalaisista // Acta Lapponica Fenniae. 2008. № 20. Рр. 93-104: 98). В отечественных источниках сюжет о переселении сейда с острова Сейтсуол (Белая губа) к Большому Вудъявру впервые был приведен В. И. Немировичем-Данченко (Немирович-Данченко В. И. Страна холода: Виденное и слышанное. СПб.: тип. М. О. Вольфа, 1877. 545 с.: 210-211). Выдозерским сейдом его обозначил В. Ю. Визе в нарративе, записанном отПетра Сорванова в 1912 году (Визе В. Ю. Народный эпос русских лопарей: материалы // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1917. № 2. С. 65-73: 51-52). 13Кошечкин Б. И. Жемчужина в ладонях Лапландии. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 88 с. 14Харузин Н. Н. Русские лопари. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1890. 472 с.: 3. 15 В стихотворном переводе на русский язык полный текст «Калевалы» был издан в России в 1888 году. Ранее, с 1840 года, выходили публикации отдельных рун. 16«Не ходи ты, мой сыночек, В Похъёлу на ту пирушку! Ведь на улицах там ужас, Чудеса там на дороге: Трижды смерть грозит герою, Трижды там грозит погибель» (Калевала. Руна 26). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 39-49. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 39-49. © Бодрова О. А., 2024 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz