Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Лемминкяйнена о том, что в этой земле пришельцев ожидает погибель16. Как свидетельствуют путевые записки исследователей XIX — начала XX века, чем более сакральными и опасными для стороннего глаза считались у саамов места расположения сейдов, тем более желанными они становились для посещения у приезжих путешественников и чиновников17. Анализ публикаций центральных журналов постперестроечного периода [14] показал, что кольские ландшафты и в постсоветское время воспринимались как «гиблые» и «смертоносные»18. Это порождало «страшные рассказы» о гибели туристов в северных краях, особенно в местах обитания сейдов, и, по всей видимости, еще больше притягивало путешественников. Интерес к сейдам и «царству сейдов»19 - - Кольскому полуострову не ослабевает, казалось бы, до сих пор, однако все больше смещается от саамской мифологии в сторону мифов о происхождения Гипербореи, популярных еще с советских времен [14]. Об этом пишут и авторы статьи о духовном туризме в Мурманской области, отмечающие, что гидам-проводникам приходится иметь дело «с обыкновением новых туристов приписывать местным объектам неизвестные самим проводникам смыслы» [15: 259]. Большинство «гиперборейских» мифов, циркулирующих в туристских текстах, связаны с окрестностями озера Сейдозеро, однако иногда они переносятся в район Хибин посредством связующих сюжетов о происхождении «лопарской крови» (минерала эвдиалита) и о персонаже саамского фольклора, предводителе чуди Куйве, оставившем свой образ на скале у священного озера саамов. Отчасти эта сюжетная связка известна благодаря академику А. Е. Ферсману, которому во время хибинских экспедиций один из противоречивых вариантов сюжета о борьбе саамов с чудским войском и каплях крови на камнях рассказала саами Анна Кобелева20. Вместе с тем смещение смысла, места и даже сюжетной линии саамского предания происходит и в результате различных интерпретаций, тиражируемых в сети Интернет и в различного рода рекламной туристской продукции. По словам информанта-гида, использующего в работе сюжет о «лопарской крови», материал для текста экскурсии он черпал из «местного буклета»: «Так это... же там написано, в буклете, ну, таком местном одном, с фотографиями. Что “лопарская кровь” — в Хибинах. Ну, и я рассказывал пару раз, что это сейды, ну, Куйва там. И им (туристам — О. Б.) тогда интересно, там, камни поискать, “лопарскую кровь”. Ну, можно любые красные камни » (Инф. 3). Предположительно, информант упоминает буклет «Путешествие в Хибины. Маршрутом саамских легенд», изданном при участии Туристского информационного центра в городе Кировске, в котором, действительно, в свободной форме пересказывается сюжет о происхождении эвдиалита и антропоморфной фигуры на скале — Куйвы: «Еще одна старинная легенда связана с “лопарской кровью” — минералом эвдиалит — своеобразной визитной карточкой Хибин. Его особенно много в ущелье Юмъекорр (ущелье мертвых). Согласно этой легенды здесь была жестокая битва, в которой “шветы” — вооруженные отряды скандинавов, убили много местных жителей — лопарей. “ . и капли крови лопской забрызгали все горы, тундры да Хибины, ... такой красный камень в горах — это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов”. И камни эти лежат там до сих п о р . » 21; «Со стороны долины Кукисвум на склоне плато Кукисвумчорр во время гроз иногда возникает мандала врат между миром Яви и миром Нави, а с противоположной этим вратам стороны хребет Поачвумчорр имеет облик Куйвы — божества смерти»22. В ряде случаев могут меняться не только смыслы, связанные с семантикой саамских сейдов или местами их расположения, как упоминалось выше, но и сами объекты показа — в соответствии с удобством использования. Так, в Саамской деревне «Самь сыйт», недалеко от села Ловозеро, объектами показа вместо сейдов — камней природного происхождения — стали «заговоренные» деревянные идолы, расположенные вдоль аллеи23. Подобные случаи подмены аутентичных объектов показа чем-то чужеродным в районе Имандры и Хибин не известны. Наоборот, вопреки всем тенденциям к искажению смыслов в туристских текстах, особенно когда речь идет о сейдах, именно на территориях районов, прилежащих к Апатитам и Кировску, информация для туристов представлена максимально корректно, например, на сайте Лапландского заповедника: «На вершине горы Ельнюн-2 находится сейд — нерукотворный священный камень коренных жителей саамов. Это не единственный экземпляр, но наиболее доступный для рассмотрения, в общей сложности на территории заповедника имеется около 10 сейдов»24. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 39-49. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 39-49. © Бодрова О. А., 2024 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz