Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
XIX века5 или в сборниках саамских сказок6 (Инф. 27). Основными источниками фольклорных сюжетов для других опрошенных информантов являются интернет-ресурсы (Инф. 1, 3), информационные буклеты для туристов (Инф. 3), а также воспоминания о прочитанных сказках в детских изданиях (Инф. 1). По словам гидов, чаще всего в экскурсионных текстах они пересказывают «легенду о шишах Николая Васильевича Кудрявцева про разбросанные камни и про битву с некими духами»8 (Инф. 2), сюжет о происхождении Ущелья Мертвых (Юмъекорр)10 (Инф. 1, 2, 3), сюжет о переселении сейда из Белой губы к озеру Большой Вудьявр9 (Инф. 1, 2) и в целом упоминают о чахкли11, без привязки к конкретному природному объекту (Инф. 2, 3). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 39-49. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 39-49. Рис. 1. Ущелье Мертвых, Хибины Рис. 2. Скала у Большого Вудъявра, куда переселился сейд с острова Сейтсуол Фотографии Григория Ильина. Из отчета по проекту РГНФ «Локализация саамских преданий на территории Кольского полуострова» Результаты изучения материалов интервью предварительно позволяют отметить некоторые закономерности, хотя и требуют более развернутого исследования и продолжения сбора данных. Так, несмотря на довольно активное использование нематериального культурного наследия кольских саамов, ни один из опрошенных гидов не связывает данный факт с делом сохранения и популяризации традиций саамской культуры. В их оценке использование фольклорных сюжетов имеет вполне прагматическое значение и служит цели заполнить время экскурсии каким-либо текстом при переходе от одного объекта к другому: «Да я б не сказал, что они (туристы — О. Б.) прям о чем-то сильно расспрашивают, но надо ж что-то рассказывать, пока шагаешь. Люди ж деньги заплатили (смеется — О. Б.)» (Инф. 1). Вместе с тем знакомство туристов с сюжетами саамского фольклора может отражать ценностные ориентиры гида: как его стремление рассказать о реальных причинах происхождения природных объектов в противовес сверхъестественному объяснению в фольклорных произведениях, так и намерение привить уважение к природе и истории края: «Это, в общем-то, все цель такая, что рассказ про камни, про шишей, — это все предваряет дальнейший рассказ про процессы в Хибинах, про сейсмическую активность, про недавние находки сотрудников Геологического института наших, что землетрясения в Хибинах довольно сильные случались не очень давно, там порядка несколько сотен лет назад, и летающие камни с горы действительно были во время сильной встряски и могли от ущелья отлетать просто камни. И это, возможно, как раз и послужило основой легенды этой (описанной Н. В. Кудрявцевым — О. Б.). Ааа... соответственно, если это рассказ про Ущелье Мертвых, про скалу Гэллиса (Выдозерский сейд12 — О. Б ) , это в основном по большей части опять же с целью отсылки, последующей к рассказам про ученых, про исследования. Ну, и про чахкли это, наверное, такого больше развлекательного характера, но с целью тоже показать то, как коренные жители воспринимали природу вокруг себя. Какие вообще моменты были (Инф. 2); © Бодрова О. А., 2024 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz