Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

сохранения и популяризации [4: 50]. Участие туристов в национальных праздниках и событийных мероприятиях, приобщение к местным этническим традициям и устному творчеству, конечно, не может заменить «живую» трансляцию традиционных знаний и представлений, но отчасти является своего рода имитацией механизма их передачи, только уже не от поколения к поколению внутри этнокультурного сообщества, а от одной культурной группы к другой. Природная территория как естественная среда, в которой исторически «проживали» не только представители автохтонного населения, но и их фольклорные произведения, мифологические и экологические представления и т. д., определяется в настоящее время понятием «историко- культурный ландшафт». В музейном деле этим термином обозначают «исторически сложившийся природно-культурный территориальный комплекс, сохранивший аутентичные признаки (природные, материальные, ментальные) и признанный современным обществом как объект культурного и природного наследия» [5: 52]. Историко-культурный ландшафт является частью культурного ландшафта - - «постоянно развивающегося природно-культурного образования, формирующегося в результате непрерывного взаимодействия природы и человека» [Там же]. В гуманитарных же науках считается, что при определении понятия «историко-культурный ландшафт» следует учитывать еще и «региональное этнокультурное поле, включающее в себя совокупность как реально существующих, так и исторически существовавших элементов как материального, так и нематериального культурного наследия, принадлежавшего всем этносам, оставившим след в культуре данного региона» [6: 187]. Фольклор рассматривается в этом контексте как одна из составных частей культурного (и историко-культурного) ландшафта наряду с мифологией места, духовной культурой, восприятием местным сообществом своих традиций и другими объектами нематериального культурного наследия [7: 72]. И вообще, считается, что граница между культурным и природным ландшафтом, как между физическим (географическим) и ментальным, часто бывает трудноуловима [8: 33], в силу того что природный ландшафт (горы, воды, флора, фауна) был «тем начальным, что в наземном виде подлежало повседневному использованию», а затем вошел в художественное сознание и пространство [8: 12]. Примером историко-культурного ландшафта можно считать окрестности городов Апатиты и Кировск Мурманской области - - туристской дестинации, включающей районы озера Имандра и Хибинского горного массива, которые на протяжении долгих веков входили в состав территорий Экостровского погоста и нашли отражение во многих фольклорных произведениях экостровских саамов. Учитывая рекреационную привлекательность данной территории и большое количество объектов показа, понятно, что организованная туристская деятельность местных турфирм и ТИЦ3 должна использовать разнообразные средства для формирования экскурсионных продуктов, а из всего богатства нематериального культурного наследия коренного населения самыми легкими для эксплуатации являются тексты саамских фольклорных сюжетов, привязанных к местным природным достопримечательностям. В основу настоящей статьи отчасти легли результаты исследования по грантовому проекту ЦГП КНЦ РАН «Локализация саамских преданий на территории Кольского полуострова»4, в рамках которого на территории традиционного проживания экостровских саамов было локализовано 22 природных объекта, отраженных в 49 устных нарративах (записаны во второй половине XIX — начале XX вв.). Характерными для них являются тематические циклы и сюжеты, связанные с а) объяснением происхождения каменных и горных природных объектов (ущелий, скал и пр.), б) преданиями о вражеских нашествиях, в) культом сейдов. В жанровом отношении эти произведения несказочной прозы относятся к историческим и этиологическим преданиям, шаманским легендам, мифологическим рассказам [9]. В процессе интервью с официально признанными гидами и неаттестованными лицами, которые занимаются сопровождением туристов по маршрутам в районах Хибин и Имандры, было выявлено, что среди туристов востребован любой фольклорный материал независимо от того, насколько точно он воспроизводит реальные сюжеты саамского устного творчества. При этом из трех информантов только один рассказал, что опирается на оригинальные тексты, собранные среди саамов и опубликованные в записках исследователей Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 39-49. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 39-49. © Бодрова О. А., 2024 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz