Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Фольклор как вид нематериального культурного наследия Статус фольклора как нематериального культурного наследия был закреплен в 2003 году Конвенцией ЮНЕСКО. Согласно этому документу нематериальное культурное наследие - - это «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия», которое передается «от поколения к поколению», постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, взаимодействия с природой и истории, формирует «чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека»1. К конкретным формам нематериального культурного наследия в Конвенции отнесены как объекты наследия, так и способы наследования и социальные механизмы передачи традиции: — устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; — исполнительские искусства; — обычаи, обряды, празднества; — знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; — знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами2. Одной из наиболее актуальных проблем нематериального культурного наследия является «сложность сохранения его объектов в естественной социокультурной среде» [1: 64], особенно если речь идет о наследии коренных малочисленных народов. Научное решение данной проблемы предлагает фольклористика, в задачи которой входят собирание, публикация и изучение фольклорных текстов и сюжетов. Наряду с научным подходом, не менее действенным способом сохранения нематериальных объектов культуры является музеефикация, в том числе за счет современных технологий экспонирования: исполнения фольклорных произведений во время работы «живых» экспозиций, воспроизведения аудио- и видеозаписей с электронных носителей, проведения ремесленных мастер-классов и пр. Если говорить о фольклорных сюжетах, поддающихся хотя бы относительной локализации на территории исконного проживания некоторой этнокультурной группы, то можно выделить и нетрадиционный способ сохранения фольклорного наследия - - использование его сюжетов в так называемом «туристском тексте», сопровождающем рассказ гида о природных объектах показа на пути туристического маршрута. В туристской отрасли даже разработана своя методология включения нематериального культурного наследия, в частности, фольклорных повествований, в процесс оказания услуг туристам на конкретной территории, названная К. Сальмоном «СтратегиейШахерезады» [2]. Стратегия включает четыре этапа: а) репрезентацию природного и культурного наследия через фольклорный нарратив, который дает представления об уникальности территории; б) изложение фольклорного сюжета в определенное время при выстраивании темпа и напряженности повествования на протяжении всей экскурсии; в) оформление «посыла» туристской дестинации путем выделения туристских достопримечательностей в качестве основного фактора привлекательности для туристов; г) создание информационного поля в сети Интернет, которое будет привлекать туристов и формировать рыночный сегмент. К названным этапам некоторые исследователи рекомендуют добавить создание еще и «культурного якоря», который привязал бы фольклорный сюжет к конкретному объекту на данной местности [3: 116]. Репрезентация природных территорий Апатитско-Кировского района в саамских фольклорных сюжетах и туристских текстах гидов-проводников В связке с природной территорией традиционного проживания какой-либо этнокультурной группы ее нематериальное культурное наследие называют важнейшим туристско-рекреационным ресурсом, привлекающим внимание путешественников. А использование нематериального культурного наследия в туристской деятельности, при включении его в туристские маршруты для знакомства с этнокультурными традициями и обычаями коренного населения, становится средством его защиты, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 39-49. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 39-49. © Бодрова О. А., 2024 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz