Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
проведенное в эвакуации, С. М. Лойтер называет «недетским детством». Она вспоминает, как бегала с чайником воды на базар, предлагая торговцам утолить жажду, а ей за это давали катык (кислое молоко), «ломоть дыни, арбуза, лепешку, кусок хлеба», а еще «бегала за коровьим стадом, собирая кизяк для обогрева жилища. А вот ни первой учительницы, ни первых букв — ничего не помню. Книжных впечатлений от детства тоже практически не сохранилось. И это огромная моя боль и колоссальная потеря»18; «Не помню ни одной тогда прочитанной книги. А вот как девочка-узбечка, списывавшая у меня, дала мне кусок хлеба с положенной на него яичницей, помню. Помню, как маму пригласили в школу и, как сегодня сказали бы, выдали гуманитарную помощь: сапожки, кусок мыла и носки» [28: 9]. Подобных воспоминаний детей войны, как опубликованных, так и сохраняющихся в семьях в качестве устного предания, существует немало. Но далеко не каждый автор может столь точно сформулировать главное культурное последствие «недетского детства»: «Всепоглощающим, непроходящим, разрушающим детскую душу было чувство голода <...>. Сейчас я понимаю жестокую справедливость мудрых слов Шекспира: “Сведи к необходимостям всю жизнь, и человек становится животным”. Именно в этой плоскости находится жизнестояние, точнее, беспамятство ребенка, для которого уродливо раннее взросление и резонерство» [28: 8-9]. Детство - - это не просто временной отрезок, но пространство смыслов, которые взрослая культура помнит и возвращает детям. Оно должно проживаться полноценно. К сожалению, в современном российском обществе нередко дети отнюдь не из «неблагополучных» семей с поощрения или при попустительстве родителей заняты «заработком» или «приработком» в ущерб игре, чтению, общению со сверстниками и родителями и т. д. Противоположная тенденция - - полное избавление ребенка от каких-либо усилий - - умственных, физических, духовных, включая отсутствие установки на образование. Основное общекультурное значение трудов С. М. Лойтер состоит в том, что они утверждают детство как время духовного и интеллектуального развития, которое дается прежде всего через Слово и без которого не будет способности мыслить, творчески воображать, глубоко чувствовать и быть существом социальным. Список сокращений КарНЦ РАН — Карельский научный центр Российской академии наук КГПИ — Карельский государственный педагогический институт КГПУ — Карельский государственный педагогический университет ПетрГУ — Петрозаводский государственный университет ЦГП КНЦ РАН — Центр гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук Примечания 1 Софья Михайловна Лойтер. К 90-летию со дня рождения // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2024. Т. 46, № 5. С. 115-117; Иванова Т. В. «Нам не дано предугадать.» (к 90-летию со дня рождения С. М. Лойтер) // Петрозаводский университет. 2024. 28 июня. С. 6. URL: https://petrsu.ru/files/newspaper/newspaper/D9xJv2jAvlgbv2dlQdKMia6cdONaNuD2.pdf (дата обращения: 25.07.2024). 2 С. М. Лойтер награждена медалью «За трудовое отличие», знаками «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», имеет звание «Заслуженный деятель науки Республики Карелия». 3См., напр.: Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления. Проект / авторский коллектив: Слободчиков В. И., Королькова И. В., Остапенко А. А и др. М.: Росс. Ин-т стратегич. исслед., 2016. 142 с. 4Розина О. В. Культура детства и вызовы современности // Сайт Ситниковой Н. А. (гимназия 10 Егорьевска). URL: https://sitnikova-egorgimnasia10.edumsko.ru/articles/post/3342225_(дата обращения: 22.07.2024). 5 Лойтер С. М. Моя вторая alma mater. URL: Электронная библиотека авторов Карелии. URL: https://avtor.karelia.ru/publication/_moya_vtoraya_alma_mater_.html?category=0&avtor=5 (дата обращения: 25.07.2024). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 27-38. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 27-38. © Разумова И. А., 2024 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz