Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

к детскому фольклору». Это игра потаенная, с числом участников от одного до трех, и они, «как правило, городские дети, обладающие богатым воображением и некоторым книжным опытом»; чаще те, «кто во взрослой жизни реализует себя в творческом труде (писательстве, науке и т. п.)» [20: 616-617]. Содержательный план, сюжетика игры варьируют в зависимости от контекста культуры: «Разумеется, игры-мифы детей разных народов обрели воплощение в комбинациях жизненных ситуаций, событий, персонажей, представляющих собой то сказочный, то приключенческий, то научно-фантастический сюжет, а с ними и определенную национальную окрашенность» [21: 167-168]. Исследование о «стране-мечте» вызвало большой научный интерес. Тема была подхвачена последователями, которые развивали тему и обсуждали разные ее аспекты [22-24]. Обобщающими являются две монографии С. М. Лойтер, изданные в 2000 -е годы: «Русский детский фольклор и детская мифология» [21] и «Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору» [25]. В первой рассматриваются главным образом вопросы фольклористики, во второй - - поэзии для детей. В обоих случаях фокус составляют культурные универсалии (смысловые и формальные), на которых базируется единство детской словесности и которые выделяют детский фольклор и детскую литературу из общего фольклорного и литературного массива соответственно. Например, детский фольклор, в отличие от взрослого, характеризуется наличием особой звукоречи, которая наследуется детской литературой [21: 69-81]. Помимо обширного материала и анализа текстов конкретных жанров и авторов, обе монографии содержат концептуальные обобщения, касающиеся взаимодействия фольклора и литературы как системной целостности в рамках культуры детства. Типологическую общность детского фольклора и детской литературы «обусловливают релевантные, только им присущие свойства, объясняемые принадлежностью к одному психосоциокультурному феномену — детству, единой субкультуре детства. < . > Детский фольклор и детская литература — два сообщающихся сосуда с особым “механизмом” взаимосвязи и взаимовлияния» [25: 13-14]. В целом, исследования С. М. Лойтер хорошо показали: и детский фольклор, и детская литература имеют родственную природу и являются подсистемами единого целого — словесной культуры детства. Это означает, что изучаться они должны не только в рамках специальных наук, фольклористики и литературоведения, но в контексте современной антропологии детства. Заключение Мы остановились на одной, главной, области исследований Софьи Михайловны Лойтер. За рамками осталось многое из ее разнообразного научного творчества: работы о состоянии «классической» традиции (сказочной, обрядовой) Обонежья и о фольклоре села Суйсарь, об исполнителях фольклора, о писателях-сказочниках Б. Шергине, С. Писахове, В. Фирсове, о стихах А. Ахматовой и М. Петровых, об ученых-филологах, учителях-краеведах и другое. В заключение скажем лишь о том, что имеет прямое отношение к нашей теме. В последнее время С. М. Лойтер опубликовала ряд произведений мемуарного характера [26-28]. Среди них — семейные воспоминания, а, как известно, каждый человек «родом из детства», переживание и осмысление детского опыта определяет линию жизни. По фрагментам воспоминаний, устным рассказам Софьи Михайловны и интервью создается портрет очень любящей трудовой семьи, в которой первостепенное значение имели духовные и образовательные ценности. Прародители были очень религиозны, а отец, знаменитый мастер -краснодеревщик, не окончил ни одного класса школы, однако «самоучкой постиг грамоту, постоянно читал газеты, а изредка и полюбившиеся ему даже книги <...>. Но как он, человек без образования, уважительно относился ко всякому знанию, учению, книге. Как глубоко понимал всю сложность моей преподавательской работы в вузе», — пишет мемуаристка. Она признается, что не может «без слез читать его слова угрызения в одном из писем: “Мы тебе очень сочувствуем, но, как всегда, помочь тебе духовно не можем”». А затем вспоминает, как ее отец записал внука-младшеклассника, приезжавшего на каникулы, в детскую библиотеку, «каждый раз сопровождал его и терпеливо ожидал в читальном зале, пока Яша прочитывал очередную книгу» [26: 4, 6]. Так рождалась династия и семейная общность гуманитариев, филологов. Очень важная мысль прозвучала в воспоминаниях. Она связана с чрезвычайно острой и болезненной проблемой современного общества: детским трудом. Время начального образования, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 27-38. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 27-38. © Разумова И. А., 2024 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz