Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

«Фольклор в контексте мировой культуры», «Русский фольклор Карелии». С 1971 по 1982 год она вместе со студентами проводила большую полевую работу, собирая фольклор в Прионежском и Пудожском районах Карелии, с 1982 года руководила фольклорной практикой студентов по месту жительства и в Петрозаводске. Это позволило расширить сферу исследований, включить в нее городской фольклор, собирание и изучение которого в 1990-е годы стало очень актуальным. В рамках спецсеминаров под ее руководством выполнены сотни курсовых и десятки дипломных работ студентов. Диапазон деятельности С. М. Лойтер чрезвычайно широк. Помимо преподавательской и исследовательской работы, он включает активное участие в качестве докладчика и организатора в конференциях разного уровня - - от районных до международных, редактирование и постоянное рецензирование, оппонирование и членство в диссертационном совете, а также популяризацию науки: выступления в СМИ и перед аудиторией учителей, библиотекарей, работников учреждений культуры, подготовку методических изданий и даже книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста11. Список трудов ученого содержит много статей (аналитических, биографических, в том числе юбилейных и мемориальных), посвященных отдельным исследователям, а также прокомментированных публикаций научного наследия ученых, коллег, близких в жизни или по духу12. Нельзя не согласиться с утверждением, что Софья Михайловна «достигла необходимой гармонии в сочетании научно-исследовательской деятельности вузовского преподавателя и многогранной педагогической деятельности»13. Можно лишь включить в это гармоничное целое еще и мемуарное творчество, и участие в литературно-музыкальных вечерах, и общественную активность: например, Софья Михайловна отстаивает идею увековечения памяти сказителей, носителей народной культуры14. Детский фольклор и детская литература На протяжении второй половины XX — начала XXI века в рамках этнографии, психологии, филологии, социологии, педагогики сформировался взгляд на культуру детства как на «пространство-время, в котором взаимодействуют дети и взрослые» [8: 129]. С одной стороны, взрослые приобщают детей к традициям, создавая для них особые артефакты, с другой стороны, дети творят собственную культуру, «секретный мир детей в пространстве мира взрослых» [9]. «Культура детства» неоднородна, поскольку различны исторические контексты, социальная среда, виды жизнедеятельности, культурно­ психологические особенности, творческие способности и ребенка, и взрослого, вступающего с ним в диалог. Изучение словесности детей и для детей предоставляет широкие возможности для анализа этого культурного диалога. На первом этапе научной работы внимание С. М. Лойтер было сосредоточено на детской литературе и прежде всего на творчестве Льва Кассиля. Именно этот писатель впоследствии привел ее к одному из заметных открытий в антропологии детства. Когда в 1970 году Софье Михайловне поручили читать курс фольклора, она начала углубленно изучать труды по фольклористике, собрания текстов северных регионов и ездить в экспедиции, без которых заниматься этим предметом невозможно15. В результате, детский фольклор стал одной из главных тем ее научной работы, а Заонежье - - основным ареалом исследования. В процессе изучения истории собирания детского фольклора С. М. Лойтер выявила новые архивные материалы и ввела в науку достойные имена краеведов 1920-1930-х годов. Один из них - - И. М. Дуров, бывший председателем отделения «Общества изучения Карелии» в Сумском посаде Сорокского (Беломорского) района Карелии. В середине 1930-х годов он записал в Сорокском районе 90 детских игр и 17 колыбельных песен [10]. В архиве Карельского научного центра РАН нашлась рукопись «Детский фольклор. Собран Е. В. Ржановской. 1927-1934. Заонежский район». Материал был настолько интересный и многообразный, что личность и деятельность сельской учительницы из Заонежья стали предметом отдельного историко-биографического исследования и серии статей [11, 12]. «Никому из собирателей фольклора Карелии до Е. В. Ржановской не удалось представить детскую традицию так широко и многопланово, как это сделала она. И то, что Ржановская не профессиональный фольклорист, а краевед-любитель, не умаляет сделанного ею», - - убеждена Софья Михайловна [13: 204]. Публикацию коллекции детского фольклора Заонежья, записанного Ржановской, с научными комментариями содержит книга С. М. Лойтер «Русский детский фольклор и детская мифология» [13: 207-288]. Личность Ржановской связана с одной из любимых Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 27-38. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 27-38. © Разумова И. А., 2024 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz