Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

Введение 6 июля 2024 года научная общественность Карелии отметила 90-летие Софьи Михайловны Лойтер — видного фольклориста и литературоведа, педагога высшей школы (рис.). С. М. Лойтер — доктор филологических наук, профессор, автор более 360 печатных трудов, специалист в областях детской литературы и детского фольклора. Невзирая на возраст и сопутствующие ему неизбежные жизненные трудности, Софья Михайловна продолжает исследовательскую и общественно-культурную работу, выступая в СМИ, давая интервью, занимаясь анализом текстов, готовя новые издания. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 27-38. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 27-38. Рис. Софья Михайловна Лойтер. 08.07.2024. Фото из архива пресс-службы ПетрГУ [https://petrsu.ru/files/news_notice_event/2024/7/8/thumbnails/970_1720425997_p120673b.jpg] Юбилейная дата, естественно, вызвала волну публикаций, прежде всего биографического характера, и собственно поздравительных1. К поздравлениям с удовольствием присоединяется и научный коллектив ЦГП КНЦ РАН. Вместе с тем внешний торжественный повод служит лишь дополнительным основанием привлечь внимание к трудам С. М. Лойтер, причем со стороны не только представителей филологической корпорации, но и более широкого круга специалистов - обществоведов. Острая социальная актуальность изучения проблем, касающихся истории национальной культуры детства, в настоящий момент в особых доказательствах не нуждается. Достаточно дискуссионных (и то и пугающих) публикаций в средствах массовой информации о проблемах современных институтов образования и воспитания. Педагоги пытаются скорректировать ситуацию, рассматриваемую как критическая3. В современном высокотехнологичном обществе, оно же общество потребления, происходят объективные метаморфозы культуры детства, которая включает, наряду с жизнетворчеством самих детей, и воспитательную деятельность взрослых. Говоря словами антрополога-классика, «молодежь с ее префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами»; дети «стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов» [1: 361]. В наши дни передача социально -культурного © Разумова И. А., 2024 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz