Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб)42. Священник Н. С. Благовещенский и псаломщик Ф. А. Келлер, вероятно, заполняли метрическую книгу в соответствии с принятыми правилами регистрации рождений, браков и смертей. Во избежание недоразумений при подведении ежемесячных подсчетов священникам рекомендовалось вести учет родившихся - - не по времени рождения, а по времени крещения; умерших - - по времени отпевания, погребения, а не по времени смерти43. Учитывая передвижения вагона по станциям, и время, затраченное на эти перемещения, священник указывал одновременно даты крещения и рождения ребенка, как и даты смерти и отпевания человека, интервалы между которыми иногда были существенными. Ежемесячные подсчеты при этом велись священником в соответствии и требованиями. Такой способ ведения метрической книги показателен, в частности, для анализа времени, затраченного родителями и прочими родственниками, ожидающими священника для совершения религиозных обрядов. Так, родившаяся 3 июня 1917 г. девочка Елена была крещена 4 июля того же года на ст. Жемчужная, а родившийся на ст. Сегежа 29 мая мальчик Георгий был крещен священником Н. С. Благовещенским только 31 июня 1917 года44. Что касается отпевания, то наибольший временной интервал между смертью человека, богослужением и погребением составлял не более трех дней45. Регистрация культовых событий осуществлялась священником Н. С. Благовещенским и псаломщиком Ф. А. Келлером в период с марта по декабрь 1917 года и касалась она только работников Мурманской железной дороги. В это время причт вагона-церкви совершал обряды на станциях, зафиксировав их в соответствующих частях метрической книги: в марте - - Масельская; апреле — Хибины, Олимпий; мае — Уросозеро; июне — Медвежья Гора, Полярный круг; июле — Жемчужная, Канда, Сегежа, Боярская; августе - - Шуйская; ноябре - - Сегежа; декабре - - Полярный круг46. В каждом отдельном случае обеспечение ритуальных потребностей рабочих сопровождалось внесением в реестр персональных сведений, включающих фамилию, имя, отчество участников ритуала, их статус в структуре железнодорожной системы, место проживания, место рождения. Остается неизвестным, способствовало ли перемещению вагона-церкви какое-либо событие жизненного пути человека. Насколько причт стремился к нуждающимся (например, будучи вызванным телеграфным сообщением) или же перемещение вагона имело определенную последовательность и цикличность? Для этнографии мобильности и изучения проблем, касающихся передвижения человека в начале ХХ века, сведения, приведенные в метрической книге, имеют научно-практическое значение. Заключение Детали передвижения вагона-церкви на Мурманской железной дороге, специфику деятельности причта при нем еще предстоит осмыслить исследователям. Однако уже сейчас понятно, что для духовной поддержки железнодорожных рабочих был использован усовершенствованный традиционный вид «шагающей» к прихожанам церкви. Церковь-вагон - - модернизированный и технологичный вариант передвижного храма. Его перемещения ограничены железнодорожными путями. В то же время причт, действовавший при такой церкви, мог быть командирован в места, где совсем отсутствовали транспортные пути. Церковь не утрачивала своей роли в освоении социального пространства с ростом железнодорожного строительства и открывшимися населению миграционными перспективами. Мобильность священника при вагоне-церкви, своевременное исполнение религиозных треб, формирование временного, но стабильного круга «пришлых» рабочих позволили церкви сохранять лидерство в борьбе за привлечение «паствы». Результаты работы вагона-церкви (особенно в 1917 году) показывают упорядоченность, системность и успешность взаимодействия администраций железнодорожного и церковного ведомств. Заинтересованность духовенства в создании новой православной инфраструктуры (железнодорожных приходов, церквей и прочих культовых постройках), а также участие в формировании нового быта и, в целом, повседневной жизни на железнодорожных стройках, даже в предреволюционный период в рассматриваемых районах способствовали сохранению влияния церкви на железнодорожных рабочих. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. © Змеева О. В., 2024 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz