Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Торжественное освящение вагона-церкви в честь святителя Алексия состоялось 5 июля 1916 года. Вагон был оборудован на средства железнодорожного ведомства. Штат вагона, состоявший из священника и псаломщика, также содержался за счет Министерства Путей Сообщения (священнику полагалось 1200 рублей в год, псаломщику — 540 рублей в год)22. Его открыли при станционной железнодорожной церкви 24 августа 1916 года23. Уже через месяц, 29 сентября 1916 года, священник Тельвисочного прихода Печорского уезда Геннадий Юрьев перемещен в Исакогорский приход Архангельского уезда24. Его и назначили священником при вагоне-церкви. А на должность псаломщика первоначально был определен крестьянин Феодор Митусов25. С 9 декабря 1917 года псаломщиком переведен «Александр Терентиев из Сороцкого прихода Кемского уезда»26. Описание внешнего вида и устройства вагона стандартно. Однако с этнографической точки зрения, для полного представления о вагоне приведем его без сокращений: «По своему внешнему виду она (церковь — О. З .) представляет собою обыкновенный железнодорожный вагон, окрашенный белою краской. На крыше вагона, по средине его, на особом куполе водружен Св. Крест, а задняя площадка устроена в виде колокольни, на которое повешено 4 небольших колокола. Внутри церкви Св. алтарь отделен от средней части иконостасом хорошего письма. Св. Престол и жертвенник в алтаре установлены весьма прочно. Всеми необходимыми для богослужения предметами вагон-церковь снабжена вполне достаточно»27. Вагон-церковь имени Святителя Алексия Северных железных дорог обслуживал территории разных губерний. В Национальном архиве Республики Карелия сохранился рапорт священника Г. Юрьева от 29 марта 1917 года28. Он содержит информацию о перемещении причта церкви, в том числе на участках Мурманской железной дороги. Из доклада Г. Юрьева следует, что маршруты отдельных вагонов-церквей были весьма разнообразны. Так, вагон Исакогорской церкви географически охватывал весьма значительные участки дорог разного административного подчинения. В период с 11 февраля по 6 марта 1917 года священник вместе с вагоном-церковью перемещался в районах Вологодской, Петроградской, Олонецкой и Архангельской губерний. География перемещений вагона- церкви впечатляет. Геннадий Юрьев пишет о проведении богослужений на станциях Вологда, Вожега, Тихвин, Званка, Петрозаводск, Медвежья Гора, Масельская, Кемь, Чупа, Имандра. Работа священника при вагоне-церкви строго подчинялась железнодорожному расписанию и организации составов при перемещении на железнодорожных линиях. Священник «заявлял о прицепке Вагона Церкви в хвост п о е з д а .» 29. Г. Юрьев отмечал востребованность мобильной церкви во всех регионах, отмечая занятость ее сотрудников: «Церковь как новое учреждение оказалась настолько полезной и нужной, что и постоянной службы во весь пост не хватило бы на удовлетворение линии. Службы и были постоянными. Для удобства служащих определялось до трех раз в сутки и даже пред литургией время исповеди»30. Рабочая нагрузка на священнослужителей различалась в зависимости от типа населенного пункта, расстояния между станциями, наличия мест скопления групп рабочих. Так, в Кеми, «стараясь возможно больше дать населению <...> около 200 человек служащих Мурманской железной дороги приобщились»31, а «в Чупе и Имандре 32 служил панихиды при множестве н а р о д а .» 32. Рапорт Геннадия Юрьева о его работе при вагоне-церкви весной 1917 года содержит примеры миссионерского и социального служения священника в обстоятельствах «расцерковления» общества. ([7], см. описание миссионерской работы священников вагона -церкви в Хабаровском крае в 1999-2012 [14: 297]. Деятельность служителей вагонов-церквей практически ничем не отличалась от службы священника стационарной церкви. Более того, многие приходские священники привыкали к длительным командировкам в отдаленные части губерний, где им приходилось пешком преодолевать десятки километров, перемещаться на оленях и собаках, заниматься миссионерством, нацеленным на приобщение к православию «языческих» народов. Специфика сохранения церковной иерархии внутри религиозных институтов обязывала священников действовать по заданию руководства епархии. Отказов во вступление в должность и в определении места службы, в частности, в составе причта вагона-церкви Северных железных дорог не встречалось. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. © Змеева О. В., 2024 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz